Роман «Медовый траур» — моё первое знакомство с творчеством французского писателя Франка Тилье. Он входит в цикл о комиссаре полиции Шарко. Повествование начинается с описания несчастного случая, произошедшего годом ранее. Тогда погибли жена и маленькая дочь комиссара: их сбил автомобиль. Водитель не был виноват в случившемся, но Шарко, встретив его на улице, жестоко избивает, не испытывая при этом никакого облегчения. А наутро ему звонит шеф Леклерк и сообщает о странной находке в местной церкви, мёртвой нагой женщине с семью бабочками на бритой голове, сидящей в исповедальне и рукой указывающей на что-то в здании. Позже на одной из колонн найдут странное послание о Блуднице, потопе и бедствии под трубные звуки...
Апокалипсис, что сразу приходит на ум, — последняя книга Нового Завета, написанная св. Апостолом Иоанном Богословом.
Перед вами отзыв читательницы Натали Courage, написанный в рамках Детективного марафона, который проходил на канале в феврале 2024 г.
В ней много раз упоминается число «семь», ангелы с трубами — тоже семь и с семью, и всяческие бедствия и катастрофы, посылаемые Богом на землю как наказание людям, которые не осознали свои грехи и не покаялись. Вершится Божий суд, наказывает Бог. Но есть на земле отдельные люди, возомнившие себя Богом, взявшие себе Его право наказывать и вершить судьбы тех, кто, по их мнению, виновен в каких-то ужасных событиях, случившихся в их жизни или жизни их родных и близких. Это больные психически люди, но внешне они могут выглядеть абсолютно нормальными, душевно здоровыми членами общества, даже верящими в Бога и посещающими богослужения. Тилье неоднократно пишет, что окружающие зачастую даже не замечают никаких странностей за такими людьми. А вот тут вопрос: не замечают или не хотят замечать? И вообще, много ли мы замечаем за другими людьми, способны ли мы увидеть под внешней веселой благополучной маской тщательно скрываемые горе и страдание и принять участие в их судьбе, проявить сочувствие, утешить, подсказать?
Возможно, что именно бездействие, приводящее к трагедии, и рождает то психическое отклонение и заставляет в дальнейшем совершать преступление, оправдывая это местью?
Виновен не только больной преступник, больно общество, своим равнодушием, душевной слепотой и глухотой.
И чувство вины неизменно присутствует, мучает, заставляет раздумывать о содеянном и сомневаться в правильности выбора действия (или бездействия).
«Ты боишься Божьего суда, я не ошибаюсь? С одной стороны, верить в Бога, с другой - убивать людей. Рай или ад?» — спрашивает Шарко человека, совершившего тяжкий грех, убийство.
Да и с самого себя комиссар спрашивает за смерть своих близких, он всё больше и больше погружается в чувство вины, доводя себя до безумия. Но рядом с ним находятся люди, способные увидеть, услышать и принять участие в его судьбе.
Есть надежда, что не скоро ещё грешный мир постигнет Апокалипсис. Осознают люди, что творят, пусть с опозданием, горьким раскаянием после, казалось бы, такой сладкой мести.
Медовый траур — это горечь греха, поначалу казавшегося таким сладким.
Чтение книги увлекло, как говорится, жутко интересно. Приобрела другие книги Франка Тилье, чтобы расширить знакомство с его творчеством.
***
Спасибо Наталии за интересный рассказ! Это её первый отзыв на канале. Первый и сразу такой замечательный!
А вы читали книги Франка Тилье?
Подписывайтесь на мой Телеграм!