145,7K подписчиков

Билет в счастливую жизнь

137K прочитали
2006

Две подружки-первокурсницы возвращались домой после занятий, как вдруг одна из них, Наталья Смирнова, потянула свою подругу Асю Стрельцову за рукав.

2006

Две подружки-первокурсницы возвращались домой после занятий, как вдруг одна из них, Наталья Смирнова, потянула свою подругу Асю Стрельцову за рукав.
- Смотри, Аська, тут на работу студентов набирают. Давай почитаем, что там предлагают.
- Мне и в "Лукреции" нормально работается, - отмахнулась Ася. - А что до тебя, то не припомню, чтобы ты работой интересовалась.
- Ага, - обиженно хмыкнула носом Наташа. - Мне отец, знаешь, что сказал? Никакого телефона на день рождения! Вот скажи, у всех ребят на курсе почти есть телефоны, а я чем хуже? Даже у тебя есть.
- Есть, - кивнула Ася. - От бабушки в наследство перешел. А тебе, насколько помню, было поставлено условие - позвонят хоть раз из училища, то никакого телефона. Зачем надо было пары прогуливать?
- Да что уж, - Наталья отмахнулась. - В общем, папа сказал или исправляться, но как - не пояснил, или самой заработать. А второй вариант предпочтительней, потому что моему отцу угодить трудно. Вот, смотри, адрес - Гагарина 42. Пойдем, тут недалеко. Послезавтра начинаются каникулы, я хоть поработаю летом, заодно шмотку куплю какую я хочу, а не какую мама на рынке выберет...
- Ну ладно, - согласилась Ася, не выдержав умоляющего взгляда подруги.

Ей не нужна была другая работа, хватало того, что она мыла посуду и полы в кафе "Лукреция", которое находилось рядом с домом. Платили мало, но кто будет оценивать труд уборщицы, к тому же шестнадцатилетней? Даже Клавдия Петровна, которая приходит по утрам и моет посуду до обеда и та больше получает. Но Ася приходила на работу и молчала. Если она ее потеряет, то придется искать новую. Они с мамой едва концы с концами сводят. Мать работала на хлопчато-бумажном комбинате, отца своего Ася не знала, лишь как-то мама говорила, что это был ее печальный опыт. Когда Асе было 4 года Лена сошлась с Олегом, от которого родила брата Илюшу. Но когда братишке было всего три года, Олег испарился на просторах Родины. Уехал поработать вахтовым методом и не вернулся, лишь через три месяца пришла его сестра и попросила отдать его вещи. Он нашел другую женщину.
Лена потеряла веру в семейное счастье и просто жила как по течению. Растила детей, едва сводя концы с концами, потому что те гроши, которые Олег называл алиментами, не покрывали даже коммунальные расходы. Ася постоянно росла, рос и Илюша, постоянно надо было покупать новые вещи, да и Лена должна была хоть изредка обновлять вещи в гардеробе.
Ася, которая видела, как маме тяжело, взвалила на себя домашнюю работу, чтобы хотя бы дома мама отдыхала. Несколько месяцев назад, когда Ася только поступила в училище, у нее умерла бабушка. Денег, которые Таисия Ивановна откладывала на погребение, не хватило, Лене пришлось вытащить все свои копеечные запасы, да побегать по соседям, чтобы похоронить мать и организовать поминки. Таисия Ивановна была женщиной общительной и Лена заранее знала - домашними посиделками не обойтись, надо было снимать кафе..

Через две недели после поминок Лена сидела и считала мелочь, готовая вот-вот расплакаться: денег оставалось на две буханки хлеба, а аванс через четыре дня... А еще надо было Асе дать денег на дорогу до училища.
- Мама, совсем плохо все? - Ася подошла к матери, поправляя черный ободок на голове.
- Ну как сказать... Тебе придется посидеть дома пока я не получу аванс, денег нет даже на маршрутку. Либо вставай на полчаса раньше и езжай со мной на вахтовом автобусе.
- Мам, я видела объявление в кафе, туда требуется уборщица. Вот я и подумала - может быть возьмут меня на полдня?
- Это кафе-столовая, что за углом?
- Да, - кивнула Ася.
- Я не думаю, что это хорошая идея, - Лена покачала головой. - Знаешь, о его владелице ходит не очень хорошая молва. Платит мало, с персонала требует больше, чем входит в его обязанности.
- Мама, я буду полы мыть, что с меня можно потребовать? А что платят мало... Так этот труд вроде никогда хорошо не оплачивался. Помою полы и посуду, а как все наладится - уволюсь.
- Ася.. - Лена обняла дочь. - Ты у меня такая умница.. Спасибо тебе. Это ненадолго, Ася. Сейчас раскидаемся с проблемами и ты уволишься.

Ася поцеловала мать в щеку и вышла на улицу. Обойдя дом, она вошла к кафе-столовую, которая расположилась на первом этаже соседней девятиэтажки.
- Простите, с кем я могу поговорить по поводу работы? - обратилась она к работнице зала.

Кассир оглядела худенькую девушку и хмыкнула:
- Ты, что ли, работать хочешь? Если думаешь, что нам нужны официантки, то зря - здесь люди сами берут еду на подносах и сами ее потом убирают на столик в углу. А для кассира или повара ты не дотягиваешь. Да и не надо нам.
- Я уборщицей хотела поработать.
- Серьезно? - женщина удивилась. - А ты хоть полы мыть умеешь? Сколько тебе лет?
- Умею, - кивнула Ася. - Мне шестнадцать.
- Господи, да сиди уроки учи, какая работа?
- Мне она очень нужна. Правда... - Ася готова была заплакать.
- Сейчас, стой тут, - женщина закрыла кассу на ключ, ушла по коридору вглубь и через несколько минут вернулась. - Иди в кабинет, тебя Анна Михайловна ждет, это наша начальница.

Ася, поблагодарив кассира, пошла по коридору и постучалась в дверь. Открыв ее, она удивилась - за столом сидела молодая женщина, на вид ей было лет 25.
- Здравствуйте, - пролепетала Ася.
- Это ты на должность уборщицы? - сдвинув брови и сразу перейдя на "ты", спросила начальница.
- Да, я.
- Сколько лет?
- Шестнадцать.
- Давай через пару лет придешь и поговорим, - Анна Михайловна уткнулась в бумаги, но Ася, которая решила не отступать, села напротив нее и как есть все рассказала. Что ей очень нужна работа, что нет денег даже до училища доехать, что бабушка умерла и дома теперь даже на продукты нет средств.
- На кого учишься? - проявила интерес начальница.
- На пекаря.
- Хм... А знаешь, возьму тебя, пожалуй. Но! Как понимаю, раз ты учишься, значит не на полный день, поэтому получать будешь по 110 рублей за смену, оплата по вечерам после закрытия. Конечно, официально я тебя не оформлю. До обеда будет работать Клавдия Петровна, после учебы будешь ее менять. На выходные тоже ты выходи, а то Клавдия Петровна у нас уже пожилая женщина и ей трудно каждый день работать. Справишься? Понедельник выходной будет у тебя. В обязанности входит уборка зала, санитарной комнаты и мытье полов в зале и на кухне.
- Справлюсь.
- Вот и хорошо. А если ты мне понравишься, то во время обучения сможешь у меня практику пройти, а после я переведу тебя на выпечку. Когда сможешь приступить к работе?
- А можно сегодня?
- Сходи домой, переоденься в то, что не жалко испачкать и приходи, Клавдия Петровна тебе все покажет, а я ее сейчас предупрежу.

***
С тех пор Ася крутилась как белка в колесе - приезжая домой в два часа дня, она переодевалась и шла на работу, сменяя Клавдию Петровну. В выходные дни она работала полный день и только в понедельник отдыхала. Наташа, ее подруга, только головой качала - это же как раб на галерах. Мама вскоре тоже стала просить дочь уволиться, но Асе вдруг понравилось зарабатывать деньги самой. Ей нравилось делать маме и брату подарки, пусть и недорогие, и она чувствовала себя с мамой на равных по ответственности в семье, когда клала деньги в "общий котел", когда она, не прося денег у мамы шла на рынок и сама покупала себе необходимую одежду. Да даже такая мелочь как покупка тетради на свои деньги вызывала в ней гордость. Правда, на работе было несладко. Анна Михайловна была трудоголиком и от других того же требовала. Она могла заставить кухрабочую перетереть всю посуду, если вдруг увидела развод на стакане или столовом приборе. Когда кухрабочая в шесть вечера уходила, то Ася мыла по 2-3 раза до конца смены кухню, при этом зал так же оставался за ней. Должно было все блестеть - стекла, двери, зеркала, чтобы на столах порядок был и вовремя все убиралась. Конечно, качество блюд тоже было отменным и посетители текли рекой в это заведение. Но, как правило, наплывами - завтрак, обед и вечер. Столовая работала до 21.00, поэтому после ужина часто забегали в заведение школьники и студенты, чтобы посидеть, погреться и выпить чаю или кофе с выпечкой.
Анна Михайловна была жесткой и властной, если она сделала замечание и сразу не устранили проблему, могла и рублем наказать. Но в то же время за примерную работу не скупилась на премии. Этакий кнут и пряник получались.
Да, Асе было очень тяжело, у нее под глазами появились круги, она забыла когда последний раз ходила с подружками в кино или просто гуляла вечером в компании бывших одноклассников, а уж с однокурсниками она и вовсе никуда не ходила. Наташа, которая дружила с ней еще со школы, а потом так же поступила с ней в училище, называла Анну Михайловну Медузой Горгоной.
Ася понимала, что совмещать учебу и такой ритм работы сложно, это сказывается на качестве обучения, но где еще найти работу в таком возрасте? Да и по темноте домой возвращаться проще, когда работа под боком.
Правда, все же в последнее время Ася все чаще и чаще стала задумываться о смене работы. У Анны Михайловны был муж... Вот он пугал девушку. Когда Асе весной исполнилось семнадцать лет, он вдруг стал проявлять к ней внимание. Будто бы то невзначай дотронется, то комплимент сделает, то настойчиво просит ее подвезти и будто не слышит, что она рядом живет. Ася боялась сказать Анне Михайловне о том, что Алексей Петрович так себя ведет. А вдруг она все не так поняла, а вдруг Анна Михайловна ее во всем обвинит?
Вот и мыла девушка полы, стараясь не обращать внимания на хозяина столовой. А может, ему надоест и он отстанет? Ну правда, уходить с работы - это крайний случай, вдруг потом другую не найдет.

Вот и сейчас Наташка ее тянет за руку в офис на Гагарина. Ну и пусть там работает, если возьмут, а Ася рисковать не станет.

****

В кадровом агентстве выяснилось, что нужны официантки. На объездной был комплекс гостиница и кафе, летом наплыв людей был большой. Многие едут на море, объезжая город, в котором жила Ася и гостиничные номера всегда полны постояльцев. Так же люди останавливаются, чтобы поесть в кафе при гостинице. Персонал, который работает там круглый год летом не справляется, поэтому хозяин нанимает на лето студентов для подработки.
- График с 8.00 до 17.00, с перерывом на обед. Смены 3/1. Зарплата 150 рублей в день плюс чаевые. Для персонала есть вахтовая маршрутка, которая забирает людей по утрам, а вечером развозит по домам, - пояснила женщина, которая занималась подбором персонала.
Наташка приуныла. Она видела, как ее подруга все силы тратит на свою работу, растерянно посмотрела на Асю, но девушка улыбнулась
- Ты чего, соглашайся. Это же не полы в туалете мыть, а с людьми работать, плюс чаевые, возить будут на работу и обратно.
- Ну, можно попробовать, - неуверенно ответила Наташа. - А когда приступать? Мы на каникулы через два дня уходим.
- Начнутся каникулы - милости просим, - улыбнулась женщина.

***
Наталья, как ни странно, была довольна работой.
- У меня чаевых вчера вышло больше чем мне заплатили за смену, представляешь? - радовалась она, когда у них совпали выходные через две недели после того, как Наташа приступила к работе. - Правда, весь день на ногах, зато получаю нормально. В отличии от тебя. Тебе твоя Медуза Горгона за несколько месяцев зарплату так и не подняла, а пашешь ты побольше моего. Слушай, может быть ты к нам пойдешь? У нас Витька есть официант, часто опаздывает, гости на него жалуются, я поговорю с Антоном Дмитриевичем, он возьмет тебя.
- Наташка, я за тебя, конечно, рада, но работу менять не стану, - вздохнула Ася. - Там же на лето набирают официантов, а потом что? Куда мне потом идти?
- Придумаем что-нибудь, - отмахнулась Наталья.
- Я так не могу, я за стабильность...
- Ага... - Наталья укоризненно посмотрела на подругу. - Стабильно Горгона орет, стабильно ее мужик тебя глазами раздевает, стабильно не высыпаешься, стабильно Клавдия Петровна болеет и ты ее подменяешь.
- Давай закроем тему и пошли, как хотели, в кино. Только Илюху с собой возьмем, нечего ему дома ошиваться, пусть мать с дядей Петей вдвоем останутся.
- А чего, серьезно все у них? - спросила Наташа.
- Да вроде, - пожала плечами Ася. - Если все серьезно, я буду только рада.

В последний день учебы мама вернулась домой с горящими глазами и сказала, что ее позвали на свидание. Наладчик в цеху ходил кругами вокруг Елены и вот решился пригласить ее в кафе.
- Схожу я, дочка. Мужик он неплохой, разведен, детей нет, да и мне выбираться надо...
- Постой, мам, - Ася нахмурилась и улыбнулась. - Ты сейчас будто оправдываешься. Иди, конечно, я только буду рада за тебя.
И вот Елена начала встречаться с Петром, а сегодня она пригласила его на обед, заодно познакомила с детьми. Вот Ася и решила Илью из дома увести, чтобы мужика не смущать. Познакомились и хватит, пусть взрослые вдвоем побудут.

Ася с подругой вошла в подъезд и тут она увидела кассира со столовой, Алену, ту самую, которая ее встретила в первый день работы.
- Здраствуйте, тетя Алена, а вы чего здесь? - удивилась девушка.
- Да вот...Вещи твои принесла.
- Какие вещи?
- Анна наша тебя уволила, сказала вещи твои отнести и чтобы ты не выходила завтра на работу.
- Но почему?
- Не знаю я почему. Только вот она вчера вечером еще на тебя недобро поглядывала, а сегодня вообще как с катушек слетела.
- Я ей позвоню сейчас.
- Ну-ну, звони, - Алена спустилась и вышла из подъезда.

Разговор с Анной не закончился ничем хорошим. Вчера Анна Михайловна поймала взгляд мужа на Асе и испытала беспокойство.
- Ты специально в шортах на работу ходишь, чтобы перед моим мужем пятой точкой вилять, прохвостка малолетняя!
- Да что вы говорите, Анна Михайловна. Сейчас просто очень жарко, в брюках и юбке неудобно работать, к тому же у нас в подсобке вентилятор сгорел. Да не нужен мне ваш муж!
- Знаю я вас таких, сколько их прошло перед моими глазами! Думаешь, я не вижу как Леша на тебя пялился? Ищи себе другую работу, а я теперь сто раз подумаю, прежде чем малолетку на работу брать.
- Но послушайте...
- Не желаю ничего слушать. Деточка, я не привыкла судьбу испытывать и все решаю кардинально.

Ася отключила телефон и молча уставилась в стену. Слезы текли по ее лицу. Вот почему так?
- Эй, что такое?
- Да ты сама все слышала...
- Ну и ладно, было бы из-за чего расстраиваться, - утешала ее Наташа.
Ася села на подоконник и вытерла слезы. Не хватало еще чтобы мама увидела, что она плакала, не хотела она портить ей настроение.

***
Вечером она все же рассказала матери о том, что ее уволили.
- Знаешь, я даже рада, - Лена погладила ее по голове.
- Да, но денег от этого не прибавится.
- Прорвемся, дочка. Зато у меня хоть камень с души упал, я столько ругала себя, что не могу как следует обеспечить детей, что ты даже вынуждена была идти работать, вместо того, чтобы с подружками гулять и хорошо учиться...
- Мама, - Ася посмотрела на мать. - Я уже привыкла. И сидеть дома не намерена. Вот завтра поеду с Наташкой и попрошусь на работу, будем с ней в смене.
- Так у нее же завтра выходной.
- Ну ничего, прогуляется со мной.

****
Они поехали к десяти часам. Наталья хотела выспаться, потому на вахтовую маршрутку они не успели. За город раз в сорок минут ходил автобус.
Ася заняла задние места в автобусе, а Наташа пошла платить за проезд.
- Вот, держи, твой билет.
- Ага, давай, - настроение у Аси было мрачным. Она переживала, волновалась, да и вся ситуация с Анной Михайловной была неприятной. Хуже всего когда тебя обвиняют в том, что ты не делал...
- Держи хвост пистолетом, все будет хорошо, - улыбнулась подруга. - Гляди, у тебя в билете пять пятерок. Счастливый, значит.
- Ерунда все это, разве счастье зависит от каких-то цифр? Ты как бабка старая в это веришь?
- Верю, - надула губы Наташа. - Судьба нам иногда преподносит знаки, правда, мы их не всегда замечаем. Вот увидишь, этот билетик принесет тебе удачу.

Когда они вышли из автобуса, Ася хотела выкинуть билет в мусорку, но Наталья не позволила:
- Пусть он сегодня станет твоим талисманом. Ну положи в карман, жалко, что ли?
- Да уж, талисман. Наташка, я на лето официанткой приехала устраиваться, и то не знаю, возьмут меня или нет. А ты так говоришь, будто я в лотерею выиграла.
- Кто знает, может быть эта работа тебе принесет удачу. - пожала плечами подруга.

Ася поднялась на крыльцо и открыла дверь гостиницы. У нее еще в голове свежи воспоминания разговора с Анной Михайловной, а тут Наташа ей голову морочит своими цифрами и приметами...

Продолжение