Раньше я с большим интересом смотрела передачу "Умницы и умники". Она была очень познавательной, яркой, с неожиданными вопросами и даже открытиями - явлений, о которых ранее многие и не подозревали, и молодых талантов, которые ещё на стадии учёбы в школе утверждали себя в этом звании. И само построение передачи казалось уникальным. Да почему казалось - оно таковым и было! Не сомневаюсь, что на протяжении многих лет юные таланты, победившие в этой уникальной викторине, пополнили ряды студентов МГИМО - ведь по условиям передачи именно туда попадали эти лучшие из лучших.
Конечно, с самого начала передачи, а её уже минуло тридцать лет, ведущий Юрий Павлович Вяземский проявлял чудеса остроумия и актёрской игры. И, естественно, показывал обширные знания предметов. Его манеру вести передачу не спутаешь ни с кем - он красиво и даже картинно ходит по студии, с особым смыслом произносит слова, окрашивая их в соответствии с теми событиями и людьми, о которых идёт речь. И всё в нём вроде бы идеально, всё в меру.
Правда, порой удивляло присутствие в некоторых передачах слишком большого количества учащихся из одной и той же местности, южной. Но думалось - всякое ведь бывает. Ну, вот самые там, значит, талантливые дети...
Как-то так получилось, что я довольно долго не смотрела это детище Вяземского. Настоящая фамилия его, кстати, Симонов. Но вот не так давно поинтересовалась, как живёт этот своеобразный конкурс и что там нового?
А нового там не оказалось ничего. И манеры господина ведущего показались мне уже какими-то неживыми, всё, как говорится, на автомате. Манеры показались манерными. И бросилось в глаза то, о чём я и раньше не раз задумывалась - а ведь правильные или неправильные ответы школьников на вопросы никак не могут являться показателями знаний. Школьник может просто упустить какой-то факт, забыть его, но при этом отлично владеть предметом. Но - потерпеть в этой игре поражение. И мне показалось, что передача несколько изжила себя, что она теряет смысл. Как и все эти ордена и медали, которые вешаются на шеи самых умных.
Но признаюсь, что не стала бы я писать об этих своих сомнениях, если бы...
Если бы не мой любимый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов и вот этот самый Вяземский! Он, Вяземский-Симонов-то, видимо, настолько уверовал в своей игре в особую свою значимость, в то, что он имеет неограниченные права судить-рядить не только об исторических событиях, но и о творчестве поистине великих, что спокойно, как говорится, ничтоже сумняшеся дал свою негативную оценку стихотворению Лермонтова "На смерть поэта"! И не только этому стихотворению. Сказал, что у него величайшая проза. И что прозаик он более сильный, чем поэт. А поэт "очень неровный". А потом привёл в пример "На смерть поэта".
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Нет, эти слова Поэта не вызвали гнева Юрия Павловича. Ему не понравились следующие строки.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Ну, дальше вы помните - там про жадною толпой стоящих у трона... Но именно вот эти четыре строки, по мнению профессора - "вообще какой-то ужас". "Это же вообще кошмар, это какофония".
А я-то стихи Лермонтова люблю так, что и словами не передать! Он ведь поэт не просто гениальный. Он - космический. Вот возьмите хотя бы "Выхожу один я на дорогу". Читаешь и чувствуешь себя человеком Вселенной. И человек кажется необыкновенно высок, и дела его в этом мире должны быть прекрасны.
Портит людей вседозволенность в суждениях. Теряют такие люди ориентиры. И падают в наших глазах. Это я, в частности, и о Вяземском.
Приходите ко мне и по другому адресу, в VK https://vk.com/club224151564
Всё есть везде. "Звёзды", скандалы, мистика