Найти тему
Лунная программа

А вы назвали бы двух дочерей одним именем?

Оглавление

Скорее всего нет. Это же просто неудобно. Вспомним "Летучую мышь". Там эта ситуация хорошо объяснена. Надо вам позвать старшенькую, Вы зовете: "Маша, Маша!". А к вам приходит младшая: "Папа, ты звал?". Или еще хуже. Вы зовете ту же старшенькую, а она думает, что зовут младшую, и не приходит. А младшая думает, что зовут старшую, и тоже остается и не идет на зов. Или еще вариант. Зовешь одну, а приходят две. Никто своих дочерей не называет одним именем. Примеры? Далеко ходит не надо. У моей бабушки было... шесть сестер. И ни одного брата. Говорят, были, но умерли в младенчестве. Одним словом были? Ольга, Тамара, Галина, Анна... Все разные. Или цари российские: Анна Иоанновна, Мария Иоанновна, Евдокия Иоанновна. А вот дочери Михаила Федоровича: Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, Софья, Татьяна, Евдокия. А вот царевны у Ивана Пятого: Мария, Феодосия, Екатерина, Анна, Прасковья. И Петр Первый: Екатерина, Анна, Елизавета, Наталья, Маргарита. Была еще одна Наталья, но она умерла в детстве, так что две Натальи одновременно не жили.

Впрочем, это и так понятно. Никто в здравом уме не называет своих дочерей одним и тем же именем.

К чему я это все пишу, к чему такая длинная вводная? А к Евангелию от Иоанна! Читаем: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина." Красиво, правда? Или не поняли смысла?

Снова: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова..."

У креста стояли де Марии! Две сестры. Обе Марии!!! Интересно, что сам Иоанн в своем четвертом Евангелии дважды упоминает мать Иисуса, но оба раза забывает назвать ее по имени. Просто: "матерь Его". Это второй раз. А первый раз он написал: "И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?"

Не назвал Иоанн мать Иисуса по имени. Так может быть он и не знал ее близко, не успел спросить имя?

Ошибаетесь. По церковному Преданию, то есть по той легенде, что вам расскажут в любой церкви, если вы спросите, Иисус на кресте поручил своему любимому ученику заботу о матери своей. Он так и сказал:

"Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе."

Откуда мы знаем, что ученик, которого Иисус "любил" и есть Иоанн? Из православных сайтов:

"Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима."

В Православной энциклопедии сказано так же:

"Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Же́но! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (Ин 19. 26-27). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице."

Про ученика, которого Иисус любил, здесь не стали говорить, не стали задавать вопрос - а кто же это, любимый ученик. Сказали прямо - Иоанн. Энциклопедия издание солидное, более 50 огромных томов. Издается под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Верим!

Ну как получается, что Иоанн, ученик, которого Иисус любил, который во время тайной вечери лежал у Иисуса на груди, и который заботился о Богородице Деве Марии до самой ее смерти, мог не знать ее имени? Знал, конечно.

Но вот богословам Иоанн задал непростую задачу. Теперь им надо было объяснить наличие двух сестер с одним именем - Мария. То, что два имени в семье это перебор понимали и авторы капитального труда - Православной Энциклопедии: "маловероятно, чтобы 2 дочери в семье были названы одним именем."

Что же делать? Признать, что Иоанн не знал как зовут матерь Иисуса? Никогда! Выход остается один - доказать, что Мария Клеопова вовсе не сестра Деве Марии. Доказать, что Иоанн назвал Марию Клеопову сестрой Богоматери, но она была лишь "типа" сестра, а на самом деле кто-то другая. Богословы начали трудиться. И вот к каким результатам пришли:

Русскоязычная Вики нам рассказывает:

  • "По преданию Церкви, была дочерью Иосифа Обручника от первого брака. И была ещё совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры."

Мария вместо сестры Марии стала падчерицей Марии. И они даже дружили "как сестры". Хотя как-то странно, почему бы им не дружить как мать с дочерью? И даже если бы они дружили "как сестры", сказал бы автор Евангелия от Иоанна, что Мария была сестрой Деве Марии, если она была ее падчерицей.

Есть еще один текст - Евангелие от Филиппа. Прочитать его можно здесь. Филипп вообще всех богословов поставил в тупик:

  • "Трое шли  с Господом  все время.  Мария, его мать,  и ее  сестра, и  Магдалина, та,  которую называли его  спутницей. Ибо  Мария -  его сестра,  и его мать, и его спутница." Получается - идут трое. 1. Мария, мать Иисуса. 2. Мария Магдалина. 3. Мария... сестра Девы Марии и одновременно ... сестра Иисуса!!!

В Евангелии Псевдо-Матфея (6-7 века) Мария Клеопова - дочь Клеопы и Анны.

  • "Иисус встретил их с Марией, матерью Своей, и сестрой ее Марией Клеоповой, которую Господь Бог отдал отцу ее Клеопу и матери ее Анне, потому что они предложили Господу Марию, мать Иисуса. И наречена она была тем же именем, Мариею, для утешения родителей своих."

Я запутался. Если "Мария Клеопова" - означает "жена Клеопа", почему она еще и "дочь Клеопы"? И такая версия тянется в средневековье: там Клеопа - второй муж Анны и отец Марии Клеоповой.

Православный сайт "Азбука" объясняет:

  • "Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы."

Что нам православная Азбука рассказывает? Мария - дочь Иосифа, мужа Девы Марии. И Иосиф выдал ее замуж ... за своего брата! Хочется спросить: "А что, так можно было? "Племянница выходит замуж за своего дядю! И это православные ценности?

  • А если ближе к истокам, то Мария Клеопова все же признается сестрой Марии, матери Иисуса. Так отец Церкви святой Иероним (он же Иероним Стридонский - 4-5 века) считает, что Мария Клеопова является сестрой Марии, матери Иисуса. Он аргументирует это тем, что три "брата" Иисуса на самом деле сыновья этой Марии Клеоповой, следовательно двоюродные братья. Не родные. Родные братья у Иисуса это тоже проблема.
  • У поздних византийских авторов XI-XII вв. - "после того как Клеопа умер бездетным, его брат Иосиф взял в жены его супругу, от их союза и родилась Мария Клеопова. Таким образом, она является приемной дочерью Богородицы, но названа в Свящ. Писании Ее сестрой, т. е. родственницей" (Православная энциклопедия).

Подводим итоги:

  1. Мария Клеопова - сестра Марии матери Иисуса
  2. Мария Клеопова - дочь Иосифа, падчерица Марии, матери Иисуса
  3. Мария Клепова - жена Клеопы, брата Иосифа
  4. Мария Клеопова - дочь Клеопы и Анны
  5. Мария Клеопова - родная дочь Иосифа, которую этот Иосиф выдал замуж за своего брата Клеопу
Жены-мироносицы
Жены-мироносицы

Какая версия вам больше нравится?

Бонус

Загадка для любознательных

В Евангелии от Филиппа написано: "Некоторые говорили,  что Мария  зачала от Духа святого. Они заблуждаются.  Того, что  они говорят,  они  не знают.  Когда (бывало,  чтобы) женщина  зачала  от  женщины?"

Кто-нибудь может объяснить смысл? Почему по мнению Филиппа Дева Мария не могла зачать от Духа Святого? Разгадка будет, но чуть позже.