На днях легенда российского футбола Андрей Аршавин воспользовался уникальной возможностью перекинуться фразами с президентом России Владимиром Путиным на церемонии открытия Игр Будущего в Казани. Единственный вопрос, который бывший полузащитник "Зенита" и лондонского "Арсенала" успел задать главе государства, касался видеоигры. Аршавин заявил Путину, что России нужен свой футбольный симулятор по типу всемирной известной FIFA от EA Sports.
Есть такое предложение, которое я считаю верным, чтобы появился наш спортивный футбольный симулятор, в котором смогут играть наши ребята за свою национальную команду, в командах РПЛ и регионов. Потому что, естественно, в иностранных аналогах такого нет. Я считаю, что это сохранило бы интерес к футболу, потому что ребята сейчас много сидят в компьютерах и живут в виртуальном мире, - Андрей Аршавин
На логичные и в чём-то правильные слова Аршавина президент России отреагировал короткой фразой-шуткой, в которой упомянул своего старого знакомого Алексея Миллера, главу "Газпрома", главного спонсора "Зенита", в структуре которого бывший футболист работает до сих пор.
А что надо сделать? Поговорите с Алексеем Борисовичем, - Владимир Путин
С одной стороны, Путин не убил надежды в Аршавине на появление российского аналога FIFA, однако направил его довольно далекому маршруту. Понятно, что президенту не стоит распыляться на какие-то видеоигры в условиях приближающихся выборов и политической обстановки в стране, но идея Аршавина изначально была больше популистской, чем жизнеспособной. Причин на это сразу несколько.
Кто будет покупать?
Первая и самая очевидная - никому не нужен ещё один футбольный симулятор. FIFA, как она называлась раньше, прекрасно функционирует и сейчас. Новая часть серии выходит каждый год и продаётся миллионными тиражами. Лучше любых других игр. Все фанаты и игроки могут бесконечно говорить, что от части к части в игре ничего не меняется, но они всё равно купят и FIFA 25, и FIFA 30, и все части между ними.
Взять хотя бы отчет аналитического агентства Circana за 2023 год. При чем рассмотрим на примере самого большого рынка, США. Примечательно, что в штатах классический футбол не так популярен, как, например, НФЛ. Но даже так EA Sports FC 24 (FIFA 24) оказалась в топ-10 самых продаваемых игр.
А прошлая часть FIFA 23 вообще показала крупнейший запуск в истории серии и лишь за полгода с момента выхода обошла по продажам FIFA 22.
Так что лезть со своим футбольным симулятором на рынок, где долгое время существует успешный монополист, просто самоубийственно. Новую игру в этом жанре продать будет невозможно. И здесь же находится и вторая причина.
Кто будет играть?
Аршавин говорит, что российских клубов и сборной нет в зарубежных симуляторах. И это правда. EA Sports удалили российские команды и сборную из своих игр из-за начала СВО на территории Украины в 2022 году. С тех пор в FIFA нет ничего российского, кроме футболистов, которые выступают за европейские клубы, как, например, Александр Головин из "Монако". Его никто удалять и трогать не стал.
Но что будет в российском футбольном симуляторе, кроме сборной России и команд РПЛ? Клубы Первой и Второй лиг? А дальше? EA со своим симулятором добирается до всех уголков мира, многообразие лиг и сборных в играх поражает воображение. У EA есть лицензии на чемпионаты мира, Лигу чемпионов, АПЛ, Бундеслигу, Ла Лигу, Серию A и Лигу 1. Потому в эту игру и играют миллионы людей по всеми миру. А кто будет играть в российскую FIFA? Фанаты ярославского "Шинника" или владикавказской "Алании"? Их, конечно, много, но вряд ли миллионы.
Как заполучить эти лицензии? Нужны деньги, очень много денег. Кто их даст компании, которая вдруг решится делать российскую FIFA? Государство? Тогда никто в Европе не примет их из-за санкций. Да и вообще большие сомнения, что условные англичане или французы будут готовы продать права на свои лиги для российской игры, учитывая, что они отозвался права на показ матчей в России у "Матч ТВ".
Кто будет делать?
Предположим, что каким-то образом у России появятся права на иностранные чемпионаты. Предположим, что рекламная компания убедит миллионы людей по всему миру купить эту игру. Но кто её будет делать изначально? Пока публично отозвался лишь один человек - министр спорта России Олег Матыцин.
Я готов, и Министерство спорта готово участвовать в этом проекте. Я считаю, да, это важно – создание национального продукта. Тем более отечественная школа футбола имеет многолетние традиции. У нас много интересных спортсменов, которые могли бы быть креативными в создании цифрового аналога футбола для того, чтобы привлечь людей в спорт, с одной стороны, – и, как я уже сказал, это может оказаться полезным и для тех, которые играют в классический футбол, - Олег Матыцин.
Это выглядит как дежурная фраза в стиле: "Да, да, конечно, мы готовы делать, только позовите". Но как министерство спорта будет делать игру? У них есть свои программисты, геймдизайнеры, художники и сотни других людей, которые должны работать над таким масштабным проектом? Очень сомневаюсь. А учитывая тенденцию на то, что большинство российских айтишников уезжают из страны, делать такую игру будет просто некому. И это опять-таки деньги. Большие деньги. Создание игры - очень дорогой процесс. Да и требует он огромного времени. Если завтра будет решено делать игру, выйдет она в лучшем случае через года два. А так как она разрабатывается с нуля, её качество будет очень плохим. Кому это нужно?
Из всей ситуации можно сделать один простой вывод - Аршавин впустую потратил свою возможность поговорить с президентом России, предложив тому проект, в котором глава государства мало понимает и который заведомо обречен на провал, как коммерческий, так и репутационный. Аршавин мог попросить Путина о чём-то более важном, например, вернуть сборную на международную арену, а клубы РПЛ в еврокубки. Но бывший футболист выбрал FIFA.