Найти в Дзене

Александровская колонна сборная или монолит?

В сети Интернет много обсуждений, касающихся странных горизонтальных полос на Александровской колонне, что порождает разные толки о возможной её сборной конструкции.

Некоторые утверждения на эту тему вообще поражают своей абсурдностью, например, к статье "Александрийский столп – сколько лет колонне на самом деле?" был оставлен следующий комментарий:

Колонна сделана из более 10 цилиндрических блоков возможно кирпичных и покрыта гранитной штукатуркой из рапакиви, которую тогда умели готовить, а сейчас типа забыли рецепт. Это все ради сказки про монолит, чтобы потешить самолюбие романовых.

Действительно, в солнечную погоду на Александровской колонне можно различить горизонтальные полосы, как будто колонна состоит из отдельных цилиндров, а места стыков замазаны штукатуркой под гранит и отполированы.

Изображение, которое ходит по сети интернет
Изображение, которое ходит по сети интернет

По такой технологии древние строители поставили не одну колонну, но это точно не наш случай.

-2
Гарни, Армения. Фотография с wikimedia.org
Гарни, Армения. Фотография с wikimedia.org

Колонна на дворцовой площади сделана из монолита. Это было подтверждено летом 2021 года при обследовании памятника ультразвуковым зондированием. Никаких горизонтальных разломов (швов) в колонне не обнаружено.

Впрочем, один серьезный разлом нашли – верхняя часть колонны имеет внутреннюю косую трещину, которая может привезти к её разрушению. Причина появления трещины - геологическая природа разрушения гранита, вызванная внутренними напряжениями.

Эта трещина является еще одним подтверждением, что колонна цельная. Когда блок лежал горизонтально, скрытые трещины отдельности (геологический термин) находились в состоянии сжатия. Когда блок извлекли и поставили вертикально, они перешли в условие растяжения и стали раскрываться.

Справка: трещины отдельности – возникающие в горных породах вследствие уменьшения их объема при высыхании и уплотнении, при перекристаллизации или изменении химического состава, а также при охлаждении.

Но, если колонна цельная, как объяснить наличие на ней следов разделения?

В газете "Северная пчела" (от 13 октября 1832 г.) в статье о том, как из монолита вытесывают колонну, несколько раз упоминается, что она была поделена на 12 частей (естественно условно), например:

По окончании обтёски нагрубо - стержень, или шафт, от базы до капителя, для отделки начисто, разделён был упомянутым образом на 12 равных частей, каждая часть в одну сажень. Каждая из сих частей поперёк шафта имела свой шаблон из дерева, железом обитый, в полкруга, коего диаметр соответствовал толщине колонны в каждой из сих точек.

Деление колонны на 12 частей было необходимо для обтески и изготовления энтазиса. "Швы", которые отмечены на первом изображении, очень подходят под 12 частей описанных в статье газеты.

Такое же деление на 12 частей есть на чертеже колонны из альбома Монферрана. Для каждой части был свой шаблон для обтесывания. На чертеже слева приведены примеры шаблонов №7 и №12.

-4

Итак, 12 разделений колонны на части фигурируют то в описании работ, то в зарисовках. Те полосы, изображение с которыми гуляет по сети Интернет не что иное, как следы/переходы образовавшиеся при обработке каждой части колонны своим шаблонном.

Однако, отблесков в виде колец на колонне не 12, можно разглядеть намного больше:

-5

Эти частые полосы могли остаться от мест крепления канатов - какие-нибудь канавки, выступы, которые потом убрали и отдельно полировали, а мы наблюдаем их следы. В конце концов канаты тоже невольно могли поучаствовать в полировке при перемещении колонны.

На всех рисунках и чертежах Монферрана колонна также разделена канатами на части. На схеме расстановки кабестанов для выгрузки колонны видим 12 частей:

Схема расстановки кабестанов для выгрузки колонны
Схема расстановки кабестанов для выгрузки колонны

Вот тот же процесс, но в художественной интерпретации, правда здесь разделений всего 10 и с разным шагом:

Фрагмент изображения. Огюст Монферран (рисунок), Бишбуа, Луи-Филипп-Пьер-Альфонс (гравер); Байо, Адольф Жан Батист (фигуры)
Фрагмент изображения. Огюст Монферран (рисунок), Бишбуа, Луи-Филипп-Пьер-Альфонс (гравер); Байо, Адольф Жан Батист (фигуры)

На художественном полотне, где показан казус, произошедший при погрузке колонны, тоже можно разглядеть разделение канатами:

-8

Колонна поделена не только на рисунках Монферрана, но и на схемах его помощника Антонио Адамини:

Схема расстановки кабестанов для накатки колонны на судно. Автор Антонио Адамини.
Схема расстановки кабестанов для накатки колонны на судно. Автор Антонио Адамини.

Что касается кирпича, он присутствует в монументе. Верх колонны венчает бронзовая капитель, её плита (прямоугольная абака) сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. Бронзовый пьедестал для ангела внутри тоже сложен из кирпича.

Что касается самолюбия Романовых, Россия тогда была страной возможностей, деньги и человеческие ресурсы не считали. Вот и стекались в Россию инженеры и архитекторы со всей Европы со своими грандиозными проектами.

Ссылки на электронные копии книги Монферрана «Планы и детали монумента, посвящённого памяти императора Александра»:

Вам может быть интересно: