Найти в Дзене
Евгений Трифонов

«Борцы за свободу Газы» призвали к восстанию против ХАМАСа

В секторе Газа, после 16 лет правления ХАМАСа, впервые появилась враждебная ему сила. В ночь на 21 февраля в занятой израильскими войсками Джабалии и подконтрольном ХАМАСу Рафахе прошли митинги против ХАМАСа, и лично против его лидеров Яхьи Синуара, Исмаила Хании и Исмаила Хамдана. «Слушай, Хания – народ не баран! Духом и кровью мы выкупим тебя, Газа», - скандировали митингующие. Митинги организовало ранее неизвестное движение «Борцы за свободу Газы». Их участники опубликовали воззвание к жителям, в котором говорится, что пришло время восстать против ХАМАСа, пока не погибло все население сектора.

Арабские источники сразу заговорили о том, что движение организовано израильтянами. Что логично: Израилю необходима палестинская сила, которая сможет стать властью в секторе после окончательного разгрома ХАМАСа. Однако протесты в контролируемом ХАМАСом Рафахе свидетельствуют, что против этой группировки палестинцы выступают не за израильские деньги – более того, они готовы рисковать жизнями: боевики ХАМАСа в Рафахе стреляли в митингующих. О местном происхождении «Борцов» говорит и то, что митинги против ХАМАСа в Рафахе происходили и раньше, но, по-видимому, первоначально были стихийными и неорганизованными.

Многие жители Газы – против ХАМАСа. Потому, что что это ХАМАС напал на Израиль 7 октября, а что за этим последует, было понятно всем. Включая тех, кто ни о какой войне ХАМАС не просил.

Сектор Газа кое-кто называет «концлагерем под открытым небом». Но концлагерь отличается от обычного города тем, что из него нельзя выйти. Из сектора Газа выйти мог любой: паспорт ПНА давал возможность проехать через Западный берег в Иорданию, и вылететь в любую страну мира. Только задерживаться в Израиле жителям Газы можно было по разрешению, а так – езжай себе, лети куда угодно. Это не говоря о том, что сотни тысяч жителей Газы имели гражданство других стран – только американские паспорта были у 100 тысяч (!) человек.

Город Газа до войны
Город Газа до войны

О том, как там жили до войны, свидетельствуют, например, кадры военных действий, снятые израильскими солдатами в ходе боёв. Никаких трущоб – добротные бетонные дома. Лагеря беженцев типа Джабалии, Зейтуна, Аль-Шати, Нусейрата – обычные городские кварталы, застроенные многоэтажками. Квартиры, в которые врываются израильтяне – с нормальной мебелью, современной бытовой техникой и кондиционерами. И это – квартиры обычных людей, а ведь были ещё элитные посёлки с дорогими особняками.

Откуда всё это? А очень просто: юридически почти всё население сектора – беженцы. 77% семей в Газе получает международную помощь (деньги + продовольствие). Жильё предоставляют бесплатно. UNRWA оплачивает электроэнергию и поставки воды в сектор из Израиля. Ежегодно международная помощь включает $500 млн. от Катара, $500 млн. – от ООН и $1,2 млрд. – от Евросоюза. При этом на помощь непосредственно беженцам идёт ещё $1 млрд. На 2,3 млн. населения – несколько вузов и 80 (!) больниц и госпиталей, причём все они имели самое современное оборудование. 17 театров, 34 музея, больше 3 тыс. школ с 58 тыс. учителей. Грамотность - 98%. Продолжительность жизни - 73,5 года (в России -73,4, в Египте - 70,2). Зарплаты учителям, преподавателям и врачам платила ООН и арабские страны, так что образование и медицина были бесплатными. А если ещё была работа или какой-то бизнес, жизнь в «концлагере» была совсем неплохой.

Потому палестинцы и не спешили покидать сектор – в Египте или Иордании жизнь куда тяжелее.

То, что лидеры ХАМАС – очень богатые люди, отлично известно. И не только читателям западных и израильских интернет-ресурсов, но и простым палестинцам Газы. Они прекрасно видели, как растёт число дорогих особняков и роскошных машин, как закатываются празднества в ресторанах на десятки тысяч долларов.

Предместья города Газа до войны
Предместья города Газа до войны

Хотя на пособие беженца жить можно, работы в секторе было очень мало. В годы правления ХАМАСа среднегодовой рост экономики составил лишь 0,4%. А реальный доход на душу населения за это время снизился наполовину. Потому, что ХАМАС, управляя сектором, ничего не делал для его развития. Возможно, целенаправленно: не имеющие работы люди были вынуждены идти в ХАМАС с его огромными финансовыми ресурсами.

Жители Газы прекрасно видели (и слышали), что под землёй ведутся работы, что завозится большое количество стройматериалов и сложного оборудования, которых они не видели на строительстве домов и школ. Всё это стоило огромных денег. А новые предприятия не появлялись, плантации и предприятия, брошенные израильскими поселенцами в 2005-м, приходили в упадок. Даже воду, запасы которой в почвенных водах сектора велики, не использовали, предпочитая получать (бесплатно) из Израиля…

Почему палестинцы всё это терпели? Многие верили ХАМАСовской пропаганде и жаждали войны с Израилем. Другие боялись уехать, поскольку в Газе им были обеспечены жильё, кусок хлеба, бесплатная медицина и образование. И закрывали глаза на роскошь лидеров ХАМАСа и коррупцию чиновников.

Но война всё изменила. В агломерации Газа разрушено или повреждено более половины домов, отсутствуют водо- газо- и энергоснабжение. Не работает транспорт. Не работают ни больницы, ни школы. Денег никто никому не платит. Гуманитарная помощь поступает нерегулярно и в явно недостаточном количестве. Сотни тысяч людей вместо квартир ютятся в вагончиках и палатках – теперь они настоящие беженцы. И страдают примерно так же, как товарищи по несчастью в Судане или Конго.

Беженцы в окрестностях Рафаха
Беженцы в окрестностях Рафаха

Конечно, очень многие палестинцы привычно винят в своих бедах Израиль. Но далеко не все. Тем более, что ХАМАС ослаб, и появилась надежда, что он не сможет физически подавить протесты. Поэтому задавленное силой, приглушённое помощью недовольство населения ХАМАСом вырвалось на поверхность. Которым, разумеется, попытается воспользоваться Израиль в своих планах по послевоенному управлению сектором.