С тех пор, как я начал вести блог, я стал больше читать СМИ, своих коллег, которые так или иначе пишут про образование. Во-первых, надо быть в курсе событий, ведь до регионов все нововведения не доходят порой не сразу. А во-вторых, можно встретить здравые идеи, которые при воплощении их в жизнь, облегчат мой труд. Таких блогов, к сожалению, не так много, а в большинстве случаев, не видно лиц авторов.
Сегодня предлагаю познакомиться с тем, как подготовить и сохранить учителей в школе, а также те меры, от которых точно стоит отказаться, по мнению автора, нашему министерству. Сразу скажу, что я согласен не со всеми его доводами, но мне интересно будет в комментариях почитать ваши рассуждения по данной проблеме.
От чего стоит отказаться
Начнём с конца. Министерству просвещения стоит отказаться смотреть от международных рейтингов, типа PISA или TIMSS, ведь Европа после февраля перестали быть нашими партнёрами в сфере образования. Кроме того, автор предлагает не отправлять больше команды на международные олимпиады по математике или физике за бюджетный счёт. Вместо этого, лучше создать свои площадки, куда с удовольствием будут приезжать школьники из других стран.
Например, все едут к нам поучаствовать в международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
И здесь можно по-разному относиться, но аналогию можно провести со спортсменами, часть которых спит и видит себя на олимпиаде в Париже, другие – нет. Хотя есть и третий вариант, это те, которые являются действующими военнослужащими и при любом своём желании не смогут принять участие в международных соревнованиях.
Но меня больше волнует кадровый вопрос, ведь коллеги не молодеют, и примерно к 2030 году эта проблема будет чуть ли не главной в нашей стране.
Что происходит в реальности
1. Не нужно быть большим экспертом, чтобы увидеть кадровый голод в сфере образования. Не хватает учителей, воспитателей, преподавателей в вузах и колледжах.
2. Большая часть выпускников после окончания вуза не бежит устраиваться в школы. Я много сейчас общаюсь со студентами педвузов и постоянно задаю один и тот же вопрос. Как вы можете догадаться, ответ на него почти всегда отрицательный.
Хотя, может, только мне такие и попадаются.
3. Если молодой человек и окажется в школе, то уже после первого декретного отпуска или пару лет работы, уходят из нее. Чаще всего устраиваются репетиторами или полностью уходят в другие сферы.
План подготовки кадров
С 2024 по 2030 ежегодно составлять и публиковать баланс наличия кадров, исходя из цифр:
- введение/выведение школ в эксплуатацию,
- выход педагогов на заслуженный отдых,
- выпуск специалистов из СПО и вузов.
В свете приобретения новых территорий – это суровая необходимость!
В этом пункте реализовать что-то вряд ли получится, так как министерству придётся делиться теми данными, которые они тщательно скрывают. Ведь мало кто будет изучать все цифры с Росстата, а если всё опубликовать, значит признать все проблемы.
На будущий 2025 и последующие годы заложить в бюджет страны расходы на обучение студентов – будущих педагогов на бесплатной основе. Собственно, никто не мешает начать бесплатный набор уже в 2024 (если нормально обосновать – и премьер, и президент поддержат). Так как набор студентов в 2025 будет сильно больше чем в 2024 – предусмотреть расширение соответствующих вузов и СПО.
Бесплатный набор даст необходимый конкурс и возможность отбора абитуриентов. Деньги в бюджете есть! Можно, как минимум, отобрать от цифровизации.
Если вспомнить слова министра Кравцова, который постоянно говорит, что конкурс в педвузы сумасшедший, то зачем увеличивать число бюджетных мест. Ведь всё у министерства хорошо.
Но мне, честно говоря, хотелось бы взглянуть на правдивые цифры по увольнениям учителей, или заглянуть в статистику педвузов и посмотреть, сколько реально выпускников идет работать в школы. На нашем потоке из 70 студентов в школе работает только 4.
План сохранения кадров
Прежде чем привлечь новые кадры, министерству стоит удержать тех, кто уже трудится в образовательных учреждениях долгое время. Что же предлагает автор для сохранения педкадров в школах?
Министерство выходит с инициативой введения с 2025 года – Единой тарифной сетки (ЕТС) по всей стране. Все зарплаты с 2025 года платятся из бюджета РФ. Исключения составляют лишь Крайний север, труднодоступные районы, места катастроф – там подключаются другие бюджеты. Срок: успеть до вёрстки бюджета страны.
Министерство инициирует признание образовательной отрасли Стратегической в экономике и политике страны.
Министерство инициирует повышение зарплат на тот минимальный уровень, который постоянно озвучивает президент. С учетом компенсации сегодняшней инфляции это где-то 80–90 тысяч рублей за ставку (18 часов в неделю). Это уже будет ориентиром для зарплат обслуживающего персонала в образовании (уборщики, гардеробщики, рабочие и пр.).
Мне нравится, конечно, такое предложение, но пока мне такие цифры кажутся слишком фантастическими.
Требования к ЕТС (единая тарифная сетка):
- зарплата у начальника управления образованием на муниципальном уровне не должна превышать двух-трёхкратную зарплату директора самой маленькой школы субъекта РФ.
- зарплата директора школы не должна превышать двух-трёхкратную зарплату самой низкой ставки в школе (уборщика, рабочего, учителя).
Срок: успеть до вёрстки бюджета.
Все среднее образование выходит из подчинения субъектов РФ, муниципалитетов и т.д. То есть Министерство инициирует федерализацию системы Среднего образования в стране по схеме: школа/садик/СПО → РОНО → Комитет образования Федерального округа РФ → Минпрос.
Кроме ведомственных СПО (ПТУ), там заводы/предприятия сами решают, какие кадры они делают, но если школьники получают Среднее образование - оно находится под контролем Системы образования.
Министерство инициирует федерализацию системы Высшего педагогического образования в стране, по схеме: Вуз/ОППО → Комитет образования Федерального округа РФ → Минпрос.
Все аттестации и переаттестации, подготовки и переподготовки педагогических/руководящих кадров проводятся только в этих (п.п. 4 и 5) структурах.
Все ответвления и структуры, занимающиеся подготовкой/переподготовкой, аттестацией/переаттестацией, контролем/сопровождением/и пр. и др., не вошедшие в федеральные структуры образования, исключаются из бюджетного финансирования. Кадры из них направляются в систему образования. Помещения и собственность передаются в федеральные системы образования.
Минпросвещения РФ инициирует все необходимые поправки в законы.
Все это позволит частично решить проблему кадров в системе образования и значительно сократит бюджетные расходы. А вы как считаете?