Отгремело сражение, и хоть пушек на Куликовом поле не было, событие было довольно шумным. В прямом, лупили железными палками по железу всё-таки, и переносном, ближайшие политические последствия, смысле. Сейчас кое-кто кинется доказывать, что пушки были, Были! Нет, не так. БЫЛИ!!! На Куликовом поле. Но, в рассматриваемых источниках про них ни слова. Вот через два года, пожалуйста, тюфянчи из тюфяков по Тохтамышу палили (сравни ружьё - tüfek турецкий) Хотя быть могли, их же, тюфяки эти, уволокли в 1376-ом из похода на Булгар. Так что фраза "нюхнули пороху" ко многим участникам Куликовского сражения вполне применима, хотя звучит очень странно.
Это у нас продолжение. А предыдущий текст вот тут.
Отставим пушки в сторону, о них поговорим в следующий раз. Вернёмся к чтению источников.
"О великомъ побоищи, иже на Дону" - повествует о том, что после битвы князь Дмитрий Иванович и, оставшийся в живых комсостав, остановились на месте сражения.
ставъ на костехъ
Гнавшие Мамая Алышевича до Красивой Мечи, я так понимаю, вернулись на следующий день, потому как в один было не успеть. Далековато. А дальше, немногословный, в общем даже суховатый текст, раскрашивается описанием военной добычи.
Такое ощущение, что Дмитрий Иванович сотоварищи отправлялся не отстаивать землю Русскую от завоевателей, а банально за вельблудами зипунами. Кони, доспехи и порты, в смысле одежды, понятны. Даже "вельблуды" вполне себе за боевые платформы сойдут. Но волы, а особенно товар, вызывают вопросы. Уж не ехал ли Мамай Алышевич на новое место жительства?
Под горячую руку попал и Олег Рязанский,
пославший Мамаю помощь (так в тексте) и разрушивший некие стратегические переправы*.
*- любил рязанский князь переправы, то разрушит, то Тохтамышу покажет.
В Рязань, вместо убежавшего с семьёй и окружением Олега, были посажены наместники, по слёзной просьбе каких-то рязанских князей. Каких, каких? А это кто? Может Пронские?
Разобравшись с Олегом, вернулись в Москву.
"О побоище иже на Дону и о томъ, что князь великий бился съ ордою" - даёт более подробную картину. На Дмитрии Ивановиче оказываются побитые в хлам доспехи, но ран нет. Здесь остановились на костях и обедищах поганых. Не знаю, что имел в виду автор. Может просто место, где Мамай "обедал". А может это метафора такая, дескать, хотели попировать, попить русской кровушки, а вышло, что мы на ваших костях сидим. Про богатую добычу тоже говорится, только волы с верблюдами переименованы в стада содомские и радости воям пока не несут. Выясняется, что Ягайло Ольгердович не дошёл до точки встречи с Мамаем одного дня, а то и меньше. А узнав о победе Дмитрия Ивановича, бежал без оглядки.
а не яко при нынешнихъ временехъ литва надъ нами издеваются и поругаются.
добавляет огорчённо автор. Но моментально спохватывается
Но мы сию бесѣду оставльше и на предлежащее възвратимся
Намекая на то, что не все полимеры ещё потеряны и будет праздник на улице!
Дальше оказывается, что Олег Иванович Рязанский не просто поломал мосты, а лично, чуть ли не письменно, приказал хватать и грабить возвращающихся с сражения. Вдоволь покуражившись, мамаевский приспешник куда-то удрал. Пришлось Великому князю, во избежание беспорядков, поставить на Рязань своих наместников.
Устроив дела, возвращаются в богохранимый град Москву. И вот тут автор вспоминает верблюдов и товары, коим, всё-таки, воины рады.
В "Задонщине" - всё тоже самое, только в перечислении захваченного товара попадается ещё вино, дорогие ткани и сахар! Может для привлечения женской части аудитории? 😉
Да, про Ягайло и Олега Рязанского молчок. И даже наоборот, в числе погибших в битве упоминаются 70 бояр рязанских. Ну оно и неудивительно, авторство приписывают Софонию Рязанцу**
** -так-то он вроде как брянский боярин, просто в рязанском монастыре проживал. Или ещё версия, это Софоний Алтыкулачевич, боярин князя Олега Ивановича Рязанского.
В "Сказании о Мамаевом побоище" - больше всего "подробностей". Как только всё завершилось, двоюродный брат Дмитрия Ивановича, Владимир, обнаружил пропажу Великого князя и бросился его искать. Момент волнительный, если выяснится, что Великий князь Дмитрий Иванович среди погибших, то Владимир Андреевич, как минимум, очень даже возможный регент при малолетнем Василии. А там кто его знает, может и князь Московский. Великим, думаю, ему бы не дали сделаться, но в мечтах всё может быть.
Очевидцы стали припоминать, где видели Великого князя и при каких обстоятельствах. Сходились в одном, отбивался бодро. Последним видел его Стефан Новосильский.***
***- вообще-то Роман Семёнович, а Стефан - это уноша некто Степан Новосильский. Не совсем князь.
Пока Стёпу гоняли трое татар, он успел заметить раненого князя. Бросились искать с удвоенным рвением и наконец-то нашли его под этой самой, срубленной заботливой рукой, берёзкой. Узнав о победе, Дмитрий Иванович ловко вскочил на коня и объехал поле битвы, обещая наградить всех по возвращении домой. 70 рязанских бояр оказались можайскими. Никаких верблюдов автор не заметил.
Зато, умерший уже в реальности Ольгерд, расстроенный результатом сражения, удалился домой. А вот Олег Рязанский, наоборот, из дома убежал. Пришлось отряжать посадников в Рязань.
В следующий раз о нелёгкой судьбе Кичиг-Мухаммада Алышевича Киятова (Мамая) после произошедшего в свете источников поговорим. А на сегодня всё.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С