Наступило время для самого интересного, самой Куликовской битвы. Эх😜сейчас у нас тут тоже, вполне возможно, будет генеральное сражение и подрыв устоев и кое-чего ещё, из-за расхождения взглядов на место события. Хотя источники однозначно говорят об устье Непрядвы, некоторые, а именно, покойный уже, Азбелев Сергей Николаевич, утверждают, что слово устье означало ещё и исток, уточню, в том случае, когда река вытекает из озера. Азбелев был ещё и филологом и ссылался на... впрочем, не об этом у нас речь. А кто захочет, статью найдёт, благо это легко.
Да, совсем забыл, это продолжение. Предыдущая часть тут.
Всё-таки приведу немного своих э-э-э... наблюдений по поводу места сражения. Непрядва не вытекает из озера, как бы этого ни хотелось, а протекает с ним рядом совсем тонюсеньким ручейком и никак на устье, он же исток, в этом месте не претендует.
Да и потом, почему летописец не взял за ориентир само озеро? Почему вместо "усть Непрядвы" не написать "близ Волова озера"? Как по мне, этот ориентир нагляднее. И ещё, Азбелев пишет, что и сейчас существует Красный Холм, (в виде названия современного поселения) на котором Мамай стоял. Но тогда получается Дмитрию Ивановичу нужно было, переправившись через Дон, обойти стоящего на Красном Холме Мамая. Да и расстояния огромны. Какой-то исторически-географический бред, извините.
С другой стороны, до Красивой Мечи тут километров 11-12, а не 40-45, как в канонической версии
Это всё было для поспорить о месте события, а теперь продолжим читать источники. Итак.
"О великомъ побоищи, иже на Дону" - тут, по привычке, всё кратко и ёмко. Обе стороны разбежались изо всех сил и сошлись, крепко сѣчаху друг друга. Бились, сначала, чрес весь день, а потом до обѣда. Затем вмешалось провидение, и мамаевы полци побежали до Мечи, где многие погрязоша и потонуша. Александр Пересвет в этом источнике с Челубеем, если и столкнулся, то в ходе битвы. Поединка не было, да и Дмитрий Иванович под берёзкой не лежал.
"О побоище иже на Дону и о томъ, что князь великий бился съ ордою" - поганые измаильтяне заявились на поле боя что-то около 12 часов дня, подгадав под церковный шестой час, поминание о распятии Христа и псалмы 53, 54 и 90 которые читаются в это время. Уж и не знаю, доверять ли во времени начала сражения летописцу? Я тут немного надёргаю из этих са мых псалмов, для понимания того, почему измаильтяне к полудню приехали.
Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей
Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится.
В общем, измаильтяне прибыли и построились. Далее стали съезжаться сторожевые полки. Т.е. мы видим множество конных стычек. В том числе и Дмитрий Иванович лично, не дрожащей рукой, копьём, а чем ещё, тычет в поганого царя Теляка*.
*- он же Мухаммед Булак, он же Гияс-ад-дин Буляк-хан.
Напал первым, в составе одного из сторожевых полков. Показав свою удаль, в скором времени отъехал в великий полк. И вот только тогда началась общая свалка, предварённая отборнейшими псалмами из уст Великого князя, а именно отрывком из 90-го.
Бог нам прибежище и сила.
Рубились жёстко, нарушая боевые порядки.
...индеже видѣти бяше русинъ за татарином ганяшеся, а татаринъ русина стигаше.
От такого вольного трактования воинской дисциплины, Мамай Алышевич даже начал рвать на себе волосы и лить слёзы, видимо предчувствуя поражение. Насмотревшись на все эти ужасы, многие, не бывавшие в таких передрягах, бросились бежать. Причём летописец в числе бегущих упоминает обе стороны. Переломным моментом стал удар полка святых мучеников Бориса и Глеба во главе с воеводой, а по совместительству архистратигом, Михаилом. Увидев огненные стрелы с неба, Мамай Алышевич затрепетал и бросился бежать к себе в Орду, за ним потянулись остальные. А далее приведу слова, как нельзя лучше отражающие связь времён. А именно, выдержку из пространной летописной повести о побоище на Дону и КоАП РФ Статья 6.21. КоАП сами смотрите.
Князи же полци гнаша с͟ъ͟д͟о͟м͟л͟я͟н͟🌈, бьюще, до стана их, и полониша богатства много, и вся имѣниа их, и вся стада с͟о͟д͟о͟м͟с͟к͟а͟а͟🌈.
Поганых с͟ъ͟д͟о͟м͟л͟я͟н͟ гнали до Мечи, где побили их едва ли не больше, чем во время битвы. Дмитрий Иванович, во время боя, так же наполучал ударов по всему корпусу
но отдыхать под берёзку не прикладывался, а достаточно бодро, после боя, встал на костях и утёр пот.
В "Задонщине" - бились с утра до полудня, ударяя копьями и гремя мечами о шлемы. А также, сверкая доспехами. Оппоненты только разлетались гусями и лебедями, а потом и вовсе повернули и бежали полны тоски.
скрегчюще зубами своими, и дерущи лица своя.
Ну а как тут не тосковать и не скрежетать зубами, когда буквально всё, что было нажито непосильным трудом, перешло в руки воинов Великого князя.
и татарские узорочья, и доспехи, и кони, и волы, и верблуды, и вино, и сахар, и дорогое узорочие, камкы,
В особенности, думается мне, тосковали по верблюдам.
Интересный момент. Пересвет с никаким Челубеем в поединке не сталкивается, а поскакивает и посвечивает доспехом золоченым, когда иные уже
лежат посечены у Дону Великого на брезе.
Правда Ослябя замечает, что Пересвет ранен, но в бою ли с Челубеем или кем иным, не уточняется.
По итогам сражения, Мамай Алышевич метнулся серым волком в Кафу, где фряги над ним глумились, показывали пальцем, а потом и вовсе послали куда подальше. Иди, говорят, потерял ты доверие коллектива, и не возвращайся. Было весело, но не всем.
В "Сказании о Мамаевом побоище" есть момент, когда татары гнались за Семёном Меликом, то неожиданно выскочили на всю русскую рать, но, перед тем, как ускакать обратно, успели подсчитать и донесли своему поганому царю (Теляку, я полагаю?) о том, что русских вчетверо больше, чем царя, распаленного дьяволом себе на пагубу, несколько огорчили. То ли глаза у страха велики, то ли удачно проведенная операция по дезинформации, то ли и правда войск у Мамая было меньше.
В ночь перед битвой
Некий воевода, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять.
Отчего-то автор не приводит примера удачной битвы, выигранной знатным полководцем. Ну да ладно. Далее, этот же Дмитрий Волынец, в переполненном молитвами и просьбами к высшим силам сказании, ворожит Великому князю на победу с большими потерями. Интересно мнение о сём тов. Сергия Радонежского и всего церковного клира.
Есть ещё одна интересная подробность. Недалеко от устья современной реки Кочуровки есть "Кочуровские скалы",
где некий Фома Кацибей наблюдал, стоя
На высоком месте
НЛО битву Бориса и Глеба с облаком с востока, трансформирующемся в войско. Борис и Глеб закономерно облако рассеяли, пришлось Фоме, наверняка не верующему, поверить-таки в высшие силы. Но нас больше интересует, за каким он там стоял? Смотрим на карту и видим, для наблюдения за Мамаем, буде он не пойдёт через Гусиный брод.
И вот тут пошли подробности. Перед битвой и после напутственного слова, Дмитрий Иванович переодевается в железного человека простую одежду, а в свою наряжает Михаила Андреевича Бренка, которого любил сверх меры. А чтобы поганые ничего не перепутали, приказал своё знамя держать над ним. Стоит ли удивляться, что поганые не перепутали и Бренка убили? Что это, ещё один способ ввести противника в заблуждение или летописец выдумал? Объяснений придумано много, вот и моё.
Далее следует битва Кин-Конга и Тиранозавра Пересвета и Челубея, мужиков ростом в пять сажен ( поболе 10 метров так-то, вот они родимые, я про гигантские скелеты) Взяли они копья
И ударились крепко, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
Интерпретаций в худ. литературе множество. Упал Челубей, а Пересвет доехал до своих мертвый в седле. Упал Челубей, а Пересвета подстрелили предательской стрелой, Упал Челубей, а Пересвет упал более правильно, что позволяло ожидать успеха в битве. И везде, с завидным постоянством, падал Челубей.
В третьем часу дня сошлись (примерно 9 утра) Поле было тесновато, потому многие погибали под копытами, не имея возможности убежать. В седьмом часу поганые стали одолевать (около 13 часов)
Самого же великого князя уязвиша велми и с коня его збиша, онъ же нужею склонився с побоища, яко не мощно бѣ ему к тому битися, и укрыся в дебри, Божиею силою съхраненъ бысть.
То есть, умудрился добраться до деревьев и спрятаться. Заметим, в Сказании князя уязвиша вельми (серьёзно ранили). Через час, когда полки христьянские совсем поредели, Дмитрий Волынец приказал-таки выходить засадному полку на бой. Не ожидая применения стратегического резерва,
Погании же половци увидѣша свою погыбель, кликнуша еллинскым гласом, глаголюще: «Увы нам, Русь пакы умудрися: уншии с нами брашася, а доблии вси съблюдошася!»
Мамай Алышевич бросился перебирать своих богов, в попытках вымолить победу, дошло и до Перуна, и до Геракла.
Удивлённый обилием божеств, летописец ошибочно причислил к ним сами молитвы - салават.
нача призывати богы своа, Перуна и Салавата, и Раклиа, и Гурса, и великого своего пособника Махмета.
Ничего не помогло, но, слава богам, кони были свежие, догнать его не удалось. Впрочем, я так понимаю, здесь никто противника и до Красивой Мечи не гнал.
Зато именно здесь появляется дерево берёзовое, под которым нашли Дмитрия Ивановича. Но об этом в следующий раз.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С