Найти в Дзене
Параллели истории

Это была славная битва

Наступило время для самого интересного, самой Куликовской битвы. Эх😜сейчас у нас тут тоже, вполне возможно, будет генеральное сражение и подрыв устоев и кое-чего ещё, из-за расхождения взглядов на место события. Хотя источники однозначно говорят об устье Непрядвы, некоторые, а именно, покойный уже, Азбелев Сергей Николаевич, утверждают, что слово устье означало ещё и исток, уточню, в том случае, когда река вытекает из озера. Азбелев был ещё и филологом и ссылался на... впрочем, не об этом у нас речь. А кто захочет, статью найдёт, благо это легко.

Да, совсем забыл, это продолжение. Предыдущая часть тут.

Всё-таки приведу немного своих э-э-э... наблюдений по поводу места сражения. Непрядва не вытекает из озера, как бы этого ни хотелось, а протекает с ним рядом совсем тонюсеньким ручейком и никак на устье, он же исток, в этом месте не претендует.

Да и потом, почему летописец не взял за ориентир само озеро? Почему вместо "усть Непрядвы" не написать "близ Волова озера"? Как по мне, этот ориентир нагляднее. И ещё, Азбелев пишет, что и сейчас существует Красный Холм, (в виде названия современного поселения) на котором Мамай стоял. Но тогда получается Дмитрию Ивановичу нужно было, переправившись через Дон, обойти стоящего на Красном Холме Мамая. Да и расстояния огромны. Какой-то исторически-географический бред, извините.

-2

С другой стороны, до Красивой Мечи тут километров 11-12, а не 40-45, как в канонической версии

Это всё было для поспорить о месте события, а теперь продолжим читать источники. Итак.

"О великомъ побоищи, иже на Дону" - тут, по привычке, всё кратко и ёмко. Обе стороны разбежались изо всех сил и сошлись, крепко сѣчаху друг друга. Бились, сначала, чрес весь день, а потом до обѣда. Затем вмешалось провидение, и мамаевы полци побежали до Мечи, где многие погрязоша и потонуша. Александр Пересвет в этом источнике с Челубеем, если и столкнулся, то в ходе битвы. Поединка не было, да и Дмитрий Иванович под берёзкой не лежал.

-3

"О побоище иже на Дону и о томъ, что князь великий бился съ ордою" - поганые измаильтяне заявились на поле боя что-то около 12 часов дня, подгадав под церковный шестой час, поминание о распятии Христа и псалмы 53, 54 и 90 которые читаются в это время. Уж и не знаю, доверять ли во времени начала сражения летописцу? Я тут немного надёргаю из этих са мых псалмов, для понимания того, почему измаильтяне к полудню приехали.

Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей
Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится.

В общем, измаильтяне прибыли и построились. Далее стали съезжаться сторожевые полки. Т.е. мы видим множество конных стычек. В том числе и Дмитрий Иванович лично, не дрожащей рукой, копьём, а чем ещё, тычет в поганого царя Теляка*.

*- он же Мухаммед Булак, он же Гияс-ад-дин Буляк-хан.

Напал первым, в составе одного из сторожевых полков. Показав свою удаль, в скором времени отъехал в великий полк. И вот только тогда началась общая свалка, предварённая отборнейшими псалмами из уст Великого князя, а именно отрывком из 90-го.

Бог нам прибежище и сила.

Рубились жёстко, нарушая боевые порядки.

...индеже видѣти бяше русинъ за татарином ганяшеся, а татаринъ русина стигаше.

От такого вольного трактования воинской дисциплины, Мамай Алышевич даже начал рвать на себе волосы и лить слёзы, видимо предчувствуя поражение. Насмотревшись на все эти ужасы, многие, не бывавшие в таких передрягах, бросились бежать. Причём летописец в числе бегущих упоминает обе стороны. Переломным моментом стал удар полка святых мучеников Бориса и Глеба во главе с воеводой, а по совместительству архистратигом, Михаилом. Увидев огненные стрелы с неба, Мамай Алышевич затрепетал и бросился бежать к себе в Орду, за ним потянулись остальные. А далее приведу слова, как нельзя лучше отражающие связь времён. А именно, выдержку из пространной летописной повести о побоище на Дону и КоАП РФ Статья 6.21. КоАП сами смотрите.

Князи же полци гнаша с͟ъ͟д͟о͟м͟л͟я͟н͟🌈, бьюще, до стана их, и полониша богатства много, и вся имѣниа их, и вся стада с͟о͟д͟о͟м͟с͟к͟а͟а͟🌈.

Поганых с͟ъ͟д͟о͟м͟л͟я͟н͟ гнали до Мечи, где побили их едва ли не больше, чем во время битвы. Дмитрий Иванович, во время боя, так же наполучал ударов по всему корпусу

-4

но отдыхать под берёзку не прикладывался, а достаточно бодро, после боя, встал на костях и утёр пот.

В "Задонщине" - бились с утра до полудня, ударяя копьями и гремя мечами о шлемы. А также, сверкая доспехами. Оппоненты только разлетались гусями и лебедями, а потом и вовсе повернули и бежали полны тоски.

скрегчюще зубами своими, и дерущи лица своя.

Ну а как тут не тосковать и не скрежетать зубами, когда буквально всё, что было нажито непосильным трудом, перешло в руки воинов Великого князя.

и татарские узорочья, и доспехи, и кони, и волы, и верблуды, и вино, и сахар, и дорогое узорочие, камкы,

В особенности, думается мне, тосковали по верблюдам.

Интересный момент. Пересвет с никаким Челубеем в поединке не сталкивается, а поскакивает и посвечивает доспехом золоченым, когда иные уже

лежат посечены у Дону Великого на брезе.

Правда Ослябя замечает, что Пересвет ранен, но в бою ли с Челубеем или кем иным, не уточняется.

По итогам сражения, Мамай Алышевич метнулся серым волком в Кафу, где фряги над ним глумились, показывали пальцем, а потом и вовсе послали куда подальше. Иди, говорят, потерял ты доверие коллектива, и не возвращайся. Было весело, но не всем.

В "Сказании о Мамаевом побоище" есть момент, когда татары гнались за Семёном Меликом, то неожиданно выскочили на всю русскую рать, но, перед тем, как ускакать обратно, успели подсчитать и донесли своему поганому царю (Теляку, я полагаю?) о том, что русских вчетверо больше, чем царя, распаленного дьяволом себе на пагубу, несколько огорчили. То ли глаза у страха велики, то ли удачно проведенная операция по дезинформации, то ли и правда войск у Мамая было меньше.

В ночь перед битвой

Некий воевода, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо расставил полки, по достоинству, как и где кому подобает стоять.

Отчего-то автор не приводит примера удачной битвы, выигранной знатным полководцем. Ну да ладно. Далее, этот же Дмитрий Волынец, в переполненном молитвами и просьбами к высшим силам сказании, ворожит Великому князю на победу с большими потерями. Интересно мнение о сём тов. Сергия Радонежского и всего церковного клира.

Есть ещё одна интересная подробность. Недалеко от устья современной реки Кочуровки есть "Кочуровские скалы",

-5

где некий Фома Кацибей наблюдал, стоя

На высоком месте

НЛО битву Бориса и Глеба с облаком с востока, трансформирующемся в войско. Борис и Глеб закономерно облако рассеяли, пришлось Фоме, наверняка не верующему, поверить-таки в высшие силы. Но нас больше интересует, за каким он там стоял? Смотрим на карту и видим, для наблюдения за Мамаем, буде он не пойдёт через Гусиный брод.

-6

И вот тут пошли подробности. Перед битвой и после напутственного слова, Дмитрий Иванович переодевается в железного человека простую одежду, а в свою наряжает Михаила Андреевича Бренка, которого любил сверх меры. А чтобы поганые ничего не перепутали, приказал своё знамя держать над ним. Стоит ли удивляться, что поганые не перепутали и Бренка убили? Что это, ещё один способ ввести противника в заблуждение или летописец выдумал? Объяснений придумано много, вот и моё.

Далее следует битва Кин-Конга и Тиранозавра Пересвета и Челубея, мужиков ростом в пять сажен ( поболе 10 метров так-то, вот они родимые, я про гигантские скелеты) Взяли они копья

И ударились крепко, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.

Интерпретаций в худ. литературе множество. Упал Челубей, а Пересвет доехал до своих мертвый в седле. Упал Челубей, а Пересвета подстрелили предательской стрелой, Упал Челубей, а Пересвет упал более правильно, что позволяло ожидать успеха в битве. И везде, с завидным постоянством, падал Челубей.

В третьем часу дня сошлись (примерно 9 утра) Поле было тесновато, потому многие погибали под копытами, не имея возможности убежать. В седьмом часу поганые стали одолевать (около 13 часов)

Самого же великого князя уязвиша велми и с коня его збиша, онъ же нужею склонився с побоища, яко не мощно бѣ ему к тому битися, и укрыся в дебри, Божиею силою съхраненъ бысть.

То есть, умудрился добраться до деревьев и спрятаться. Заметим, в Сказании князя уязвиша вельми (серьёзно ранили). Через час, когда полки христьянские совсем поредели, Дмитрий Волынец приказал-таки выходить засадному полку на бой. Не ожидая применения стратегического резерва,

Погании же половци увидѣша свою погыбель, кликнуша еллинскым гласом, глаголюще: «Увы нам, Русь пакы умудрися: уншии с нами брашася, а доблии вси съблюдошася!»

Мамай Алышевич бросился перебирать своих богов, в попытках вымолить победу, дошло и до Перуна, и до Геракла.

-7

Удивлённый обилием божеств, летописец ошибочно причислил к ним сами молитвы - салават.

нача призывати богы своа, Перуна и Салавата, и Раклиа, и Гурса, и великого своего пособника Махмета.

Ничего не помогло, но, слава богам, кони были свежие, догнать его не удалось. Впрочем, я так понимаю, здесь никто противника и до Красивой Мечи не гнал.

Зато именно здесь появляется дерево берёзовое, под которым нашли Дмитрия Ивановича. Но об этом в следующий раз.

Продолжение.

Ссылка на другие статьи в том же духе )))

Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться

Желающие могут посодействовать автору материально 😉

https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314

или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С