А у победы много отцов. Вот, смотрите. Берём Куликовскую, одну из главнейших битв в нашей истории. Не была бы таковой, не писали бы о ней в таких объёмах. И кто у нас её выиграл? Конечно же Дмитрий Иванович князь Владимирский и Московский. А сомневающихся князь приказал попотчевать берёзовой кашей позади терема, отбить, так сказать, лишние сомнения.
Но бесспорен и вклад брата из двоюродных, князя Владимира Андреевича Донского. Стоп, этот титул уже Дмитрий Иванович застолбил. Значит князя Владимира Андреевича Храброго. А тех, кто в сомнениях, Владимир Андреевич может у себя в Серпухове образумить, без помощи двоюродного брата. Он, конечно, князь Великий и вообще, но битвой не руководил, полез в первые ряды рубиться, как простой мужик. А я, в смысле Владимир Андреевич, руководил важнейшим соединением, удар которого по врагу и решил исход сражения. Ну и кто победитель? А? Кто, кто, вступает в полемику Дмитрий Волынец. Тот, кто все полки расположил по всем законам военного дела для достижения успеха и не давал этому щёголю серпуховскому выскочить раньше времени, покрасоваться перед строем.
Раздаются голоса Ольгердовичей. А что бы вы делали без наших дружин? Чувствуете разброс мнений?
А теперь ставим вопрос для другой стороны. Кто проиграл? И такой Мамай Алышевич. А что сразу я? Я вообще мимо проезжал, транзитом в Кафу. Меня это, как вы его называете поражение, никак не затронуло.
В общем. Это продолжение чтений источников по Куликовской битве. Предыдущая часть вот тут.
Этот выпуск будет посвящён дорогому тов. Кичиг-Мухаммеду Алышевичу, именуемому у нас более привычно - Мамай.
Речь пойдёт об описании действий беклярбека после поражения на Куликовом поле.
"О великомъ побоищи, иже на Дону" констатирует, Мамай утёк! (с) именно так! С небольшим количеством кого не понятно. А прибежал в свою землю волосы назад с небольшой дружиной. В фюрербункере Замыка был устроен сеанс самобичевания, немало, думается, напугавший ближайшее окружение. Мамай гневался, неистовал, ярился и смущался, видя себя бегущим и посрамлённым. Но после "представления" была собрана 12 армия Венка новая, уже не малая, дружина, с которой Мамай Алышевич хотел совершить попытку повторить. Помешал Тохтамыш, против которого пришлось выводить, с трудом собранные, войска. Но мамаевы князи, слезши с коней, били челом Тохтамышу. Мамай бросился бежать, но был убит воинами нового царя.
"О побоище иже на Дону и о томъ, что князь великий бился съ ордою" - слово в слово повторяет вышеприведённую версию до момента бегства Мамая. Тут, Мамай Алышевич прибегает в окрестности Кафы, договаривается с местными элитами о выдаче ему местного паспорта и, после получения одобрения, ввозит в город
множество имѣниа, злата и сребра.
А коварные фрязи, это к вопросу о замучаетесь пыль глотать,
створиша над нимь облесть
Мамая Алышевича прокинули через бедро. Деньги отжали, а самого убили.
В "Задонщине" Мамай отскочи(л) от дружины своя сереньким волчком и дёрнул сразу в тогдашнюю Феодосию, Кафу. Лучше бы он этого не делал. Потому как неблагодарные фрязи высказали ему своё фи в издевательских выражениях. Типа. Куда тебе убогому уподобляться Батыю, который на Русь привёл 400К боевых юнитов, а у тебя только 9 орд и 70 князей*.
*- подозрительная любовь Софония Рязанца к цифре 70. То у него 70 рязанских бояр участвовали в битве, то вот 70 князей мамаевых. Может Софоний не вставил или была утеряна часть рукописи, где они семьдесят на семьдесят и схлестнулись.😉
И вообще, при Батые Джучиевиче
казнилъ Богъ Рускую землю за своя согрѣшенія
коих сейчас наблюдается в количестве неизмеримо меньшем, а потому, не выгорит у тебя ничего. Даются, кстати, цифры потерь. Мамай бежит в Лукоморье** сам-девят.
**- точные границы условны, мне видится где-то между Азовом и Днепром.
Вопрос, для чего Мамай бежит в Кафу, не задерживаясь в Лукоморье сразу, становится понятен после перехода поголовно всех мамаевых вельмож на сторону Тохтамыша прямо во время битвы с ним.
Вернёмся к "сам-девят". Я так понимаю, потери не столь ужасающи, что от всего былого великолепия осталось девять человек, включая самого Мамая Алышевича. А вот девятая часть, вполне возможна. Путём нехитрых математических подсчётов выясняем, с Мамаем остались чуть больше одной орды, ≈1,3 и 7,(7) князей.
После высказывания всех претензий, фрязи посоветовали беклярбеку идти своей дорогой в пешее путешествие.
В "Сказании о Мамаевом побоище" - Мамай так же
прибѣже къ граду Кафѣ
Но с продолжением. Скрыв своё имя, он вернулся в свою землю, не в силах смириться с поражением. Рыкал словно лев и неутолимая ехидна одновременно.
Далее по накатанной. Собирается войско против Дмитрия Ивановича, но выходить приходится против Тохтамыша. Проигрыш, бегство и убегание в Кафу. Без денег, богатств и паспорта. В городе был опознан одним из купцов, имя он опять утаивал, и убит. Причины не даются. Может задолжал, а отдавать нечем было? Не будь как Мамай! Нда... Суровые нравы.
Вот так закончил свою жизнь гурген и беклярбек, а иногда даже царь, Мамай Алышевич Киятов в наших источниках.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С