Хорошо быть начальником! Раздаешь задачи и указания, скидываешь делегируешь свою работу подчиненным, а после того, как они все сделали — отчитываешься и получаешь премию. Плюс ко всему у руководства и зарплата выше, и дел как будто не так уж много (сиди себе на совещаниях с умным видом да бумажки подписывай), и "начальство не опаздывает, а задерживается"... Не жизнь, а сказка!
При этом обычный рядовой сотрудник пашет, как вол, опаздывать нельзя, перекуры сократить, задач только накидывают, а сверхурочные оплачивать никто желанием не горит. Почему так? Можно ли выбраться из этого замкнутого круга?
Кто прав, кто виноват
В мире бизнеса и любой корпоративной среде часто наблюдается явление, когда все лавры достаются начальникам, в то время как линейные сотрудники остаются в тени. Это вызывает чувство несправедливости и разочарования у тех, кто не получает должного признания за свой вклад. Но если глубже погрузиться в эту тему, то станет ясно: хорошо там, где нас нет.
Правда в том, что в большинстве компаний мало кто остается доволен: руководителю кажется, что сотрудники лентяи, а подчиненным — что начальник получает деньги за свою работу, сделанную чужими руками. Чаще всего такая ситуация возникает там, где работники долгое время занимают одну и ту же должность, не продвигаясь по карьерной лестнице. Проще говоря, как устроился (неважно, специалистом или руководителем отдела), так и работаешь на одном месте много лет.
А вот человек, который прошел определенный путь от рядового сотрудника до управляющего состава, может по достоинству оценить соотношение обязанности/зарплата.
Чем же на самом деле занимаются руководители?
Неважно, начальник отдела или директор компании, человек в руководящей должности закрывает следующий объем задач:
- Несет ответственность за работу своих сотрудников. Казалось бы, что тут сложного? Люди работают, ты контролируешь. Но если у специалиста возникает вопрос по выполнению какой-то задачи, он идет с ним к руководителю. Если у одного из множества взаимосвязанных процессов "съезжают" сроки или горят дедлайны, это должен урегулировать руководитель. Если ваш отдел не выполнил месячный план, по шапке от вышестоящего начальства получает руководитель. Так что это не просто "стоять над душой", пока сотрудник заполняет таблицу в Excel :)
- Организует работу коллектива для выполнения планов. Линейный сотрудник или узкий специалист чаще всего сталкивается только со своими задачами, которые, возможно, пересекаются с задачами коллег по отделу. В то время как руководитель видит работу всего звена компании более системно, что позволяет ему грамотно координировать все рабочие процессы внутри своего направления. Благодаря этому выполняются планы (за которые часто премируют сотрудников), достигаются цели компании и происходит развитие бизнеса в целом.
- Формирует сильную команду. Когда коллектив работает слаженно, растет эффективность выполнения поставленных задач. Руководитель анализирует эффективность работы и личные качества сотрудников, находит подход к каждому подчиненному, мотивирует и подбирает специалистов, чьи знания и навыки дополняют друг друга. Также впоследствии именно начальник влияет на продвижение работника по карьерной лестнице.
- Выполняет функцию "связующего звена". В крупных компаниях существует своя иерархия среди управляющих должностей. Поэтому за результаты работы перед вышестоящим начальством всегда отвечает руководитель (отдела, филиала, направления и т.д.). Он же согласует изменения в рабочих процессах, работу с компаниями-партнерами, отпуска, сокращение/расширение команды и множество других важных, но "невидимых" вопросов.
Зачастую все эти процессы не касаются линейных специалистов, а значит, они не могут каждый день наблюдать непосредственную работу начальника. Из-за этого может сложиться впечатление "Я работаю, а он зарабатывает". При этом узкие специалисты за счет специфики своей работы могут зарабатывать наравне с руководящим составом. Но и здесь зарплаты не взяты с потолка: компания платит такому сотруднику за его знания, навыки и опыт, результатом которых становится качественная работа в определенном направлении.
Проще говоря, утверждение "Айтишники гребут огромные бабки ни за что" присуще только тем, кто не погружен в эту сферу. Со стороны любая работа выглядит просто, но сколько сил и времени вложено, чтобы стать хорошим специалистом? Некоторые для вхождения в профессию тратят годы на обучение, а потом все время набираются опыта и обновляют знания, потому что направление развивается семимильными шагами.
Также многое решает востребованность на рынке. Водители спецтехники, строители, промышленные альпинисты и другие "прикладные" специалисты (т.е работающие непосредственно в офлайне и руками) тоже получают немало. В некоторых случаях даже больше работников из сферы IT. И эти условия диктует жуткий дефицит кадров практически во всех отраслях.
Выход есть всегда
Если вы хотите высокую зарплату, важно помнить: больше денег — больше обязанностей. У каждого из нас есть выбор и возможности, чтобы вырваться на новый уровень дохода (звучит как что-то на инфоцыганском, но мы сейчас все объясним :)
Вариант 1.
Можно собраться с силами, задаться целью и начать развивать в себе необходимые качества, навыки и умения. Это долго и сложно, но позволит вам сменить должность в рамках своей компании, а может даже выбрать кардинально новую сферу деятельности.
Так или иначе, при любом итоге вы придете в новую работу "начинающим". И это трудно не только с точки зрения дополнительных обязанностей, но и морально — ведь какое-то время вы уже были уверенно хорошим специалистом, а теперь все начинать с нуля.
Кстати, чтобы чему-то научиться, вовсе не обязательно брать кредит на курсы от очередной школы "Скил-что-то-там". Вся информация есть бесплатно в Интернете. Но хватит ли вам дисциплины и усидчивости самостоятельно изучить все необходимое?
Вариант 2.
Прежде чем рубить с плеча, лучше проанализировать свои текущие обязанности. Может, есть способы оптимизировать свою работу и высвободить немного времени и сил? Например, внедрить новые инструменты, использовать высокие технологии (чат GPT, Midjourney и т.д.).
Как ИИ помогает справляться с задачами, мы рассказывали здесь
Также максимально честно ответьте себе на несколько вопросов:
- Сколько задач за месяц вы выполняете?
- Как много времени это у вас занимает?
- Можете ли вы взять дополнительную работу за отдельную оплату?
- А хотите ли этого? :)
- Есть ли у вас навыки и возможности, чтобы занять какую-то управляющую должность? (например, стать менеджером проекта или начальником отдела)
Провести небольшое исследование собственной работы помогут инструменты Zetep:
- Учет времени — покажет, сколько часов вы тратите на каждую задачу.
- Отчет по потраченному времени — поможет вычислить эффективность по количеству рабочих часов и выполненных задач.
- Сортировка проектов по ответственным — выделит сотрудников, ответственных за множество проектов, и позволит их разгрузить (возможно, какой-то интересный проект передадут вам).
- Отчет "Задачи по сотрудникам" — поможет отслеживать эффективность выполнения в точных цифрах созданных и закрытых задач.
- Отчет "Загруженность сотрудников" — покажет, кому из сотрудников можно назначить доп. задачи, а кого пора отправить в отпуск.
И это только малая часть примеров. Чтобы ознакомиться с полным функционалом системы Zetep, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом — 30 дней.
Если вы чувствуете в себе силы и желание продвигаться по службе и справляться с дополнительной ответственностью, всегда можно подойти с этим предложением к руководству. В большинстве компаний ценятся инициативные сотрудники.
Все в ваших руках :)