Найти в Дзене

Андрей Васнецов: 100

24 февраля выдающемуся живописцу, монументалисту, ветерану Великой Отечественной войны, педагогу, представителю знаменитой русской династии Андрею Владимировичу Васнецову (1924 – 2009) исполняется 100 лет.

Андрей Владимирович Васнецов
Андрей Владимирович Васнецов

В собрании Музея Актуального Реализма 30 произведений мастера, большую часть которых зрители могут увидеть на выставке, посвященной его юбилею.

Живопись Васнецова, представленная в экспозиции, создана в 50-80-е годы прошлого века, но она удивительно современна. В чем эта современность? Прежде всего, в удивительной смелости автора: такая метафизичность, почти абстрактность, такая приглушенность красок и лаконичность для того времени были совсем нетипичны. Васнецова часто называют одним из основателей «сурового стиля», и действительно, в живописи он к нему был близок.

А.Васнецов. Портрет врача. 50-е годы ХХ в. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма
А.Васнецов. Портрет врача. 50-е годы ХХ в. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма

Правда, писал он, в отличие от других представителей этого направления в искусстве 60-х, не геологов и сталеваров, занятых трудовыми подвигами, не стройки, не цеха, не нефтяные вышки, а простые бытовые вещи – чайники, кувшины, яблоки…

А.Васнецов. Птички в клетке. 1965 г. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А.Васнецов. Птички в клетке. 1965 г. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Его персонажи чаще всего - крупные красивые женщины – сидящие, лежащие, стирающие белье, читающие книгу, и это почти всегда одна и та же женщина, точнее, один и тот же тип женщины…

Его любимые сюжеты – завтрак, игра в шахматы, разговор… Его пейзажи - это лестницы, дороги, сараи, овраги…

А.Васнецов. Игра в шахматы. 1985. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма
А.Васнецов. Игра в шахматы. 1985. Работа находится в собрании Музея Актуального Реализма

Главным в искусстве живописи он считал структуру, форму, соотношение плоскостей и объемов. В одном из интервью художник так и сказал, четко и ясно: «Содержание – в форме!» и подчеркнул, что «любая гениальная картина… гениальна вовсе не с точки зрения своего содержания, а только с точки зрения формы».

А.Васнецов. Тетя Маша.  1950-е годы Работа из собрания Музея Актйального Реализма
А.Васнецов. Тетя Маша. 1950-е годы Работа из собрания Музея Актйального Реализма

Про живопись Васнецова иногда говорят, что она «мрачная»: и правда, он любил писать «черное на черном» или на сером, иногда скупо добавляя приглушенный красный. Но это не мрачность и не угрюмость, это сосредоточенность, сдержанность, может быть, строгость. «Вещи молчаливы», - говорил мастер, а он писал именно бытие и бытование вещей. Поэтому словами описывать его произведения сложно и непродуктивно. Да и сам художник видел резкую грань между вещественным и словесным: в его картинах нет сюжета, нет литературы, нет информационной составляющей. На них можно только смотреть и чувствовать обычную, повседневную жизнь, обобщенную художником до уровня знака.

А. Васнецов. Девочка в красном сарафане. 2 половина ХХ в. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Васнецов. Девочка в красном сарафане. 2 половина ХХ в. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Будучи продолжателем династии Васнецовых, он кардинально в этом отношении отличался от своего деда, Виктора Михайловича Васнецова, мастера живописно изображать мифологические сюжеты и их сказочных героев. Парадокс в том, что оба художника были реалистами: старший писал мифических персонажей так, как будто это реальные люди. Младший – писал обычных людей и вещи так, как будто это мифический образ.

А. Васнецов. Финист ясный сокол. 2 половина ХХ века. Работа из собрания Музея Актуального Реализма
А. Васнецов. Финист ясный сокол. 2 половина ХХ века. Работа из собрания Музея Актуального Реализма

Живопись Андрея Васнецова опережала свое время, вызывала и у зрителей, и у «начальства» двоякие чувства. Возможно, поэтому до определенного момента он был более известен и признан как художник-монументалист. В этом качестве его хорошо знают и в Тольятти: он автор великолепной скульптурной композиции «История транспорта» и мозаичного панно на фасаде здания кинотеатра «Сатурн». Созданные в 70- е годы прошлого века, эти произведения отлично сохранились.

На выставке в Музее Актуального Реализма зрители, кроме живописных произведений, могут увидеть декоративные металлические панели, созданные А.В.Васнецовым для размещения на фасаде здания МХАТа им. Горького на Тверской.

Все произведения мастера получены в состав музейного собрания в 2012 году от его вдовы - Ирины Ивановны Васнецовой. Как и его скульптурный портрет – портрет старца, умудренного жизненным и творческим опытом и познавшего истину.

Ирина Васнецова. Портрет Андрея Васнецова, гипс.
Ирина Васнецова. Портрет Андрея Васнецова, гипс.