Поэзия Пастернака понятна только если смотреть между строк. Его нужно чувствовать, немного отстраняясь от текста, от слов. Читаешь стихотворение, не останавливаясь на предложениях и понимаешь общее настроение, приходит какое-то озарение, подсознательное понимание написанного. Потом решаешь перечитать и все встает на свои места – замечаешь детали, метфоры.
Стихотворение «Свидание» любят многие поклонники творчества Пастернака. Неудивительно, ведь оно о вечной, глубокой и простой любви. Слова, рифма будто бы льются; строчка за строчкой читаются так легко, а какое они оставляют эстетическое наслаждение…
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
По рукаву в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
И прядью белокурой
Озарены: лицо,
Косынка, и фигура,
И это пальтецо.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
И в нем навек засело
Смиренье этих черт,
И оттого нет дела,
Что свет жестокосерд.
И оттого двоится
Вся эта ночь в снегу,
И провести границы
Меж нас я не могу.
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
Чувствуете, с каким трепетом поэт представляет нам свою любовь? Она нежданная («пойду размять я ноги, за дверью ты стоишь»), возникшая внезапно, совсем обычным днем. Проходит мгновенье, и поэт видит только ее – одинокую, особенную, волнующуюся, а остальное уходит «вдаль, во мглу». Каждая обыденная деталь кажется ему прекрасной, если она связана с его музой – и белокурая прядь, и росинки в волосах. Поэт подмечает все то, что не увидел бы ни в одной другой девушке сейчас, все то, что кажется ему особенно красивым именно в ней. Та, о ком пишет автор строк - тосклива, молчалива, но удивительна и не похожа на других – вроде Татьяны Лариной у А.С. Пушкина.
«И весь твой облик слажен Из одного куска» - эта мысль мне напомнила слова великого Микеланджело о создании своих шедевральных скульптур – «я просто отсек все лишнее». Так и в этой девушке из стихотворения Пастернака – нет ничего лишнего.
Одна из строф стихотворения мне особенно нравится. Так нравится, что я каждый раз, вспоминая ее чувствую трепет, что-то прекрасное двигается внутри…
«Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.»
Она врезалась в его сердце и отравила его собой. В его крови теперь бесконечная любовь к ней. Это чувство делает его самого прекраснее. «И в нем навек засело
Смиренье этих черт»
Теперь в его сердце живет она, и нет границы между ними, их души едины – так чувствует поэт.
Последняя строфа загадочна для меня. О чем говорит автор? Самое горькое и банальное объяснение – та сильная любовь, к сожалению, осталась лишь в памяти поэта, горит или тлеет в его душе по прошествии многих лет, а наяву давно потеряна («нас на свете нет»).
Однако, предположим, мог ли Пастернак написать о родственной душе, которая бродит где-то на свете, которую он когда-то полюбил, все время ищет, но не может найти?