20 февраля 2024 года ушёл из жизни выдающийся немецкий защитник Андреас Бреме. Великий латераль своей эпохи.
Вершиной его карьеры стал плей-офф чемпионата мира 1990 года. Бреме безупречно выполнял функции защитника и успевал огорчать соперников. В тяжелейшем финале в ворота аргентинцев был назначен одиннадцатиметровый на 85 минуте. Заработавший его Руди Фёллер по немецкому футбольному суеверию бить не мог. Штатный пенальтист Лотар Маттеус к точке тоже не спешил. Все понимали насколько велика цена удара. Тем более противником был Серхио Гойкочеа, поймавший кураж в отбивании пенальти. Мяч в руки взял Бреме.
“Если ты забьешь, мы станем чемпионами мира”, - сказал Фёллер своему товарищу по команде, в то время как гневные протесты аргентинцев отсрочили исполнение пенальти на семь минут. Давление нарастало.
Бреме, однако, нужно было обдумать кое-что более важное. Какую ногу ему использовать? Защитник был самым разносторонним игроком своего поколения, с одинаковым удовольствием бившим по мячу обеими ногами. Приняв решение, он разбежался и ударил в правый нижний от вратаря угол. Гойкочеа бросился в нужном направлении, но до мяча не дотянулся.
“Моя левая нога сильнее, а правая точнее, - скажет позже Бреме в интервью. - В тот раз я решил выбрать точность”. На тренировках «Интера» он регулярно вызывал вратаря сборной Италии Вальтера Дзенгу на перестрелку, выполняя по пять ударов каждой ногой.
“Очевидно, эта игра была моим пиком. Когда ты маленький ребенок и начинаешь играть в футбол, ты начинаешь мечтать сыграть в финале чемпионата мира и, в конечном итоге, даже стать чемпионом мира”.
В возрасте пяти лет он жонглировал мячами в перерывах матчей любительской гамбургской команды своего отца Бернда. Получив профессиональное образование машиниста, Бреме перешёл в команду «Саарбрюккен», но отыграл в ней всего один сезон, после чего в 1981 году его подписал «Кайзерслаутерн», скауты которого сразу разглядели мастеровитость паренька.
Пять лет спустя «Бавария» купила его за 2 млн дойчмарок - вторая по величине трансферная сумма в Бундеслиге на тот момент. Уже тогда Андреас был олицетворением непроходимого защитника, сочетавшего в себе отличную трудовую этику с умением забивать важные голы. Бреме выиграл чемпионат с «Баварией» в 1987 году, а затем последовал зову Серии А, как и многие другие ведущие немецкие и международные игроки 80-х.
В «Интере» он объединился со своим бывшим партнером Маттеусом. Год спустя добавился Юрген Клинсманн. Создав немецкое трио, миланцы пытались повторить успех земляков с тремя голландцами. Частично это сработало. Немцы помогли выиграть Кубок УЕФА-1991 и Скудетто-1989. В год чемпионства Бреме провёл невероятный сезон. Тогда он был признан лучшим футболистом года в Италии, опередив Диего Марадону.
В 1993 году он вернулся в «Кайзерслаутерн», с которым через три года пошёл на понижение в классе. После свистка об окончании матча с леверкузенским «Байером» (1:1), в результате которого "красные дьяволы" оказались во втором эшелоне, Бреме безудержно рыдал в объятиях друга Фёллера, в то время нападающего "фармацевтов".
Этот трогательный момент вошёл в историю немецкого футбола и показал, что даже "человеку без нервов" не может быть безразлична судьба родной команды.
Андреас решил отложить свой уход на пенсию, чтобы помочь команде вернуться. В итоге клубная карьера Бреме закончилась сказкой: В 1998 году «Кайзерслаутерн» стал первой командой в истории Бундеслиги, которая выиграла чемпионат в качестве команды, получившей повышение в классе.
Футбольное наследие Бреме не вызывает сомнений. Он был одним из самых влиятельных игроков Бундестим, ставший легендой сразу в трёх клубах. Светлая память