Термин «нейроотличность» набирает популярность не только среди специалистов, но и среди обычных людей. Этим термином смягчается патологизация и стигматизация некоторых особенностей. Другими словами, не все психические особенности людей являются патологией, не всем надо сразу ставить диагноз, поэтому и появилось это довольно мягкое определение — «нейроотличность» или «нейроразнообразие».
Этот термин применяется не только по отношению к взрослым, но и по отношению к детям. Как правило, из нейроотличного ребенка вырастает нейрооотличный взрослый. Это не насморк, нейроотличие невозможно вылечить, оно не проходит с возрастом, просто взрослый человек умеет лучше его скрывать или адаптировать к своему текущему образу жизни.
Когда говорят про нейроотличность, имеют в виду СДВГ, аутизм, дислексию, дисграфию, дискалькулию, ОКР, эпилепсию, синдром Туретта и другие подобные расстройства.
Нейроотличность может быть как врожденной, так и приобретенной в результате травм головы или сильного эмоционального потрясения.
Некоторые родители замечают сразу, что их ребенок отличается от других детей. Другие все списывают на возраст, ждут, когда ребенок вырастет и «перерастет» все проблемы. Все становится предельно ясно, когда начинается обучение в школе или подготовка к школе.
Педагоги могут жаловаться, что ребенок не слушает, постоянно отвлекается, отвечает невпопад, не дает заниматься другим. Имея сохранный интеллект, ребенок показывает крайне низкие результаты.
Нейроотличный ребенок может бояться отвечать у доски или даже с места, ему нужно больше времени на выполнение самого простого задания, ему может быть сложно работать в команде сверстников, он может быстрее уставать от шума, людей, других внешних раздражителей.
Спектр нейроотличий огромный, начиная от проблем в коммуникации с другими, заканчивая неспособностью читать, писать, связно говорить.
Не все нейроотличия являются патологией, поэтому дети с СДВГ могут учиться в обычной школе вместе с нейротипичными (здоровыми) детьми. Я знаю несколько случаев, когда и дети с эпилепсией учатся на общих основаниях, так родителям рекомендовал врач. Конечно, учителя в курсе диагноза ребенка, но пока никаких проблем ни с успеваемостью, ни с поведением не было.
Бывают и другие ситуации, когда нейроотличный ребенок является проблемой для учителя, и в этом случае он может отправить его на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), чтобы специалисты решили, что с ним делать дальше.
К сожалению, не всегда комиссия выступает здесь на стороне ребенка, так как могут быть замешаны и другие факторы: комфорт педагога, престиж школы, антипатия к родителям ребенка, давление со стороны родительского комитета и т.д. Если все это присутствует, администрация школы может настаивать на том, чтобы ребенка перевели в специализированную школу или на индивидуальное обучение.
В этом случае можно пройти независимую диагностику у нейропсихолога, логопеда, дефектолога, взять заключение и действовать исходя из того, что будет написано в нем.
В зависимости от того, какое именно нейроотличие у ребенка, как оно проявляется, насколько сильно выражено, надо принимать решение с приоритетом на состояние ребенка.
Задача родителей нейроотличного ребенка — максимально адаптировать его к социуму, обеспечить такие условия обучения, которые подойдут конкретно ему. Как правило, в эту работу вовлекаются не только профильные специалисты, но и вся семья.
Нейроотличный ребенок — это ребенок с особыми потребностями. И чтобы было понятно, что это не диагноз, хочу напомнить, что и одаренные дети, вундеркинды — это тоже дети с особыми потребностями, и некоторые из них тоже могут быть нейроотличными.
А как вы думаете, ваш ребенок отличается от окружающих, например, образом мышления, реакцией на внешние раздражители, способом общения с другими?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🙂