Найти тему
кухонный конверсатор

Дворец фон Дервиза на Садово- Черногрязской

На Садово- Черногрязскую выходит длинный мрачноватый забор.

Даже не забор. А высокая- почти в десять метров- каменная стена. И даже не каменная. Гранитная. Как пишут.

С такими же угрюмыми воротами.

-2

Такими стенами впору замки окружать.

Для пущего страху сверху львиные морды понатыканы.

-3

Оскаленные.

Что там? За стеной? Даже с противоположной стороны улицы не видно. Только замысловатая крыша выглядывает.

Не замка. Дворца. Фон Дервиза.

В 1740-х годах некий Иоганн Адольф Визе перебрался в Россию. Служил по гражданской части. При Петре III. Дослужился до баронской приставки «фон». Стал «фон дер Визе». Потом фамилию упростили. Потомки стали фон Дервизами.

Потомки особых богатств и званий не добились. Пока не появился Павел Григорьевич фон Дервиз. Семья тогда с трудом деньжат наскребла. Чтобы Пашенька высшее образование получил.

Служба у Павла Григорьевича шла ни шатко, ни валко. Был главным секретарем правления Общества Московско-Саратовской железной дороги.

С его участием или без, но общество было признано банкротом.

Сразу же после этого было создано Общество Московско-Рязанской железной дороги. Но на пост председателя очередного банкрота никто не стремился. И тут Павел Григорьевич предложил свою кандидатуру.

И о чудо. Буквально через десять лет стал одним из богатейших людей страны.

Как? Вроде наемный менеджер. Типа как Миллер или Сечин сейчас. Наверное, зарплату получал неплохую. Но миллионы откуда?

Дороги строились за счет частных инвесторов, а затем передавались государству.

Так вот. При заключении договоров с государством сметы чуть- чуть подправлялись. Раза в полтора. Естественно, в сторону увеличения. Вот на эту разницу Павел Григорьевич и жил.

Но это ещё не все. Но полученные преступным путем средства фон Дервиз покупал у возглавляемого им об общества акции. По номиналу. Пользуясь служебным положением. И тут же продавал их по рыночной стоимости.

Вот такая схема была. Незамысловатая. Но эффективная. При условии непосредственного участия основного инвестора. Другого «фона». Николая Карловича фон Мекк.

В современной транскрипции- ч. 4 ст. 159 УК РФ. Мошенничество в особо крупном размере.

Когда Московско-Рязанская железная дорога была построена, Николай Карлович пришел к Павлу Григорьевичу.

- Паша! Давай ещё какой-нибудь проект замутим. По той же схеме.

Фон Дервиз отказался. И свалил за границу. Как и современные олигархи. Но не в Лондон. У Павла Григорьевича уже были построены виллы. В Каннах. В Лугано.

Мол, ради здоровья детей. Действительно, хворые были. Трое умерли. В детском возрасте. Не помог средиземноморский климат.

А когда олигарх отдал богу душу, двое выживших сыновей вернулись в Россию.

Вот тогда старший сын- Сергей Павлович- и затеял строительство своего семейного гнездышка. В 1886 году.

Над проектированием и строительством сначала работал инженер - архитектор Вишневецкий. Потом работу над проектом подхватил Федор Осипович Шехтель.

Почему не сразу Шехтель?

Занят был Федор Осипович. Завершал строительство огромного дворцового ансамбля в Кирицах. Под Рязанью. Для того же Сергея Павловича фон Дервиза.

И тут, и там Шехтель потрудился на славу. Вот только посмотреть на плоды его трудов доступно не многим.

В Кирицах- туберкулезный санаторий для детей. А тут- закрытое предприятие Роскосмоса. Никаких экскурсий. Пустят если только по делам службы. Такие дела и у меня были. Пару- тройку раз. Но сразу предупреждаю- фото внутренних интерьеров- из открытых источников.

Но даже если по служебным делам пришли- через центральные ворота вас не пустят. Их, по- моему вообще никогда не открывали. По крайней мере последние пол века.

Вход- с противоположной стороны. Из Хоромного тупика.

-4

Когда- то это был Трехсвятительский тупик. От стоящей тут церкви Трех Святителей. Потом тупик переименовали в Тупой. Не Тупой тупик. А Тупой переулок. А с 1922 года носит современное название. Хоромный тупик. Наверное, в честь хором фон Дервиза.

А где же церковь?

-5

Снесли. В 1928 году. А заодно и Красные ворота. Мол, мешали движению.

Каменный храм в честь трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста- освятили в 1705 году. А в 1709 году поставили триумфальную арку. По приказу Петра I. В честь победы в Полтавской битве.

Петровская арка не уцелела. Деревянной была. Сгорела. Каменную в 1753 году поставили.

Сейчас общественники негодуют. Мол, восстановить надо. Как память о славной победе русского оружия.

- Не целесообразно- считают московские власти.

Мол, и так много сделали. Станции метро историческое название вернули. Вместо Лермонтовской. Крест поставили.

-6

На месте церкви. Снесенной. В которой переименованного Михаила Юрьевича крестили.

За заветной проходной - задний фасад дворца.

-7

К парадному входу ведут широкие пандусы.

-8

С нимфами.

-9

Вместо подставок для фонарей.

Все удобства во дворце были. Электричество, водопровод, канализация.

Напротив- уже упомянутая стена.

От шума городского защищает.

Но это уже следующий владелец построил.

Родственники Сергея Павловича были очень недовольны его поведением. Мол, тратит их, как они считали, денежки на роскошные дворцы и прочие глупости. Добились признания транжиры недееспособным. И установили над ним опеку. Вскоре батюшка – царь отменил это несправедливое решение. Поставил на место алчных родственников.

Но сам владелец дворца решил держаться от них подальше. Уехал в Канны. В 1908 году. А дворец продал. Владельцу бакинских промыслов Зубалову.

Роскосмосовцы бережно сохранили баронское наследие.

Из вестибюля- парадная мраморная лестница.

Под вычурными люстрами на узорчатом потолке.

Витраж.

-13

С фамильным гербом фон Дервизов.

Бакинский нефтепромышленник почти десять лет мимо чужого герба шлялся. То ли понравился ему этот герб. То ли в геральдике не особо разбирался.

Парадный зал. Сплошь в позолоте.

-14

Хрустальные люстры. Лепнина.

Камин мраморный.

-16

На потолке- тетки голые.

-17

Рядом комната поменьше. Может кабинет бывшего хозяина?

-18

С мозаичным плафоном.

-19

Дворец, конечно, не маленький. Где-то там, в его глубине, еще несколько гостиных комнат, столовая, биллиардная, зимний сад, кабинет хозяина и даже комната сейф. И кругом лепнины, витражи, росписи на стенах и потолках.

Опять же по фото из открытых источников.

Начал размышлять. Как бы и туда попасть?

Мои размышления прервал довольно неприятный окрик. Мол, пора. На совещание.

Типа, по серьезным делам сюда пришел. А не голых баб по потолкам рассматривать.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь