По словам главы компании, сегодня средства технической реабилитации практически полностью независимы от иностранных организаций.
Российский рынок столкнулся с серьезным вызовом, когда зарубежные протезные предприятия и производители приняли решение ликвидировать деятельность на территории страны. Столь резкий и искусственно созданный дефицит не мог не отразиться на пользователях искусственных заменителей, а потому предстояло завершить импортозамещение в протезной и ортопедической сферах.
Техническая реабилитация любой части тела – свой отдельный мир, в котором должны быть соблюдены многие законы. Даже создавая модуль колена, приходится учитывать все нюансы, как это сделали в «Российской протезной компании» во время работы над «Кинезом-1» – электронным коленным модулем бионического протеза, который уже запущен в серийное производство.
Как рассказал Readovka.News генеральный директор «РПК» Руслан Саитгареев, первоначально была задана цель сделать протез, максимально независимый от иностранных поставщиков, и сократить ожидание протезирования зарубежными комплектующими. Болезненным для многих пользователей искусственных заменителей также оставался долгий сервис и, как следствие, недоступность. «Кинез-1» как раз и стал тем самым высокотехнологичным изделием для протезирования, которое доступно всем.
«Выбрали для себя определенную конструкцию и несколько моделей. Учли все замечания пользователей, проанализировали отзывы о различных медицинских изделиях для индивидуальной программы реабилитации. На основании всех этих данных изобрели наш модуль», – поделился Саитгареев.
Он подчеркнул, что это было бы невозможно без по-настоящему высокопрофессиональных людей с уникальным опытом и сильными компетенциями – профессионалов от мира медицины и элиты травматологического общества в РФ. Все знали, что и для кого они создают: 20% сотрудников, работающих в «Российской протезной компании», – люди с ограниченными возможностями.
Помимо того, что «Кинез-1» на 95% состоит из отечественных компонентов, он также независим от поставок иностранного программного обеспечения – оно было создано отдельно программистами из «Сколково», как и плата, и ее топология.
По словам Саитгареева, единственное, что на сегодняшний день закупается за рубежом по части программного обеспечения, – сам чип. Как рассказал гендиректор «РПК», это традиционная практика, поскольку чипы во всем мире не делает никто, кроме Китая и Тайваня. Те малые 5%, что составляют покупную часть, являются мотором, двигающим систему управления и помогающим протезу работать. При этом все остальное – металл, металлообрабатывающая база, двигательные элементы протеза, двигательные элементы конструкции, несущие оси и вообще вся конструкция протеза – сделано из российских материалов, а изготавливается, обрабатывается и выпускается на производственной базе «Российской протезной компании».
«Можем уверенно заявить, что цель достигнута: модуль «Кинез-1» на 95% российский. Наш протез на 30–50% дешевле зарубежных аналогов», – отметил генеральный директор компании.
Саитгареев также поделился, что «РПК» уже поставила сотню коленных модулей по договору в «Московское протезно-ортопедическое предприятие». Там создают готовый протез и далее по процедуре в рамках российского законодательства устанавливают его людям с ограниченными возможностями по индивидуальным особенностям с учетом государственных гарантий.
«Сто человек уже сейчас используют нашу технологию и вернулись к активной социальной жизни. Особой гордостью являются достижения наших сотрудников. Они заняли первые и вторые места в дисциплине «Функциональные протезы бедра» на открытом чемпионате Москвы по кибатлетике в августе прошлого года», – рассказал Саитгареев.
Сейчас в планах у «РПК» производство не менее 1,5 тыс протезов в год. По словам Саитгареева, они будут доступны всем не только за счет импортозамещения и удешевления комплектующих, но и благодаря мобильному приложению для пациентов, которые используют «Кинез-1». Как поделился директор компании, программа указывает процент заряда, количество сделанных шагов и уровень активности, достигнутый пациентом.
«Мобильное приложение мониторит динамику двигательной активности. Мы можем видеть, как растет активность, и получать конкретные результаты индивидуальной программы реабилитации, прописанной врачом. Пациенты с первой, второй, третьей степенью активности должны уже в течение года или двух лет при использовании протеза перейти на новый, более высокий уровень активности», – подчеркнул Саитгареев.
Модуль в составе искусственного заменителя бедра имеет полицентрическую четырехосевую конструкцию и автоматически адаптируется под манеру и темп ходьбы. Благодаря этому пациенту легче восстановиться и сократить срок реабилитации после протезирования. Электронная система помогает сделать передвижение более удобным, а полицентрический четырехосный механизм дает уверенность в походке.
Действие основано на работе ключевых датчиков – индикатора угла наклона и гироскопа. Первый отвечает за начало и этапы движения, второй гарантирует прямое положение протеза, чтобы пациент на нем ни в коем случае не упал. Датчики посылают в центр микропроцессорного управления до тысячи сигналов в секунду. Компьютер их анализирует и воспроизводит движение.
Микропроцессорные технологии обеспечивают считывание и обработку информации о характере и наклоне поверхности, степени нагрузки на протез, интенсивности передвижения, циклах и фазах ходьбы. Интеллектуальное управление и индивидуальная настройка позволяют перемещаться с варьируемой скоростью, изменять направление движения, продолжительность ходьбы и дистанцию, приближая людей, ведущих активный образ жизни, к показателям лиц без ампутации конечностей.
Сейчас РПК планирует выпустить вторую модель протеза под названием «Кинез-2», модернизированную под людей с повышенной активностью.
«У этого протеза будут улучшены такие опции, как спуск при приседании, помощь при подъеме и спуске по лестнице и, возможно, появится защита от спотыкания», – поделился планами Саитгареев.
Он рассказал, что в скором времени протезисты разработают стопу с размерным рядом от 22 до 31 см для всех уровней активности. Грубо говоря, от 35 до 47 размера обуви.
Основным материалом выступит углепластик, позволяющий получить оптимальную энергоотдачу и комфортный перекат, близкий к физиологическому, с акцентом на воспроизведение естественной и безопасной ходьбы. Саитгареев отметил, что стопа будет обладать характеристиками, которые подойдут большинству пользователей и удовлетворят их требования, обеспечивая уверенность в протезе на каждом шагу.