Должен признаться, что плоховато знаю немецкий кинематограф, разве что Вим Вендерс мне знаком в достаточной для стойкой любви мере 🙂 Ну и, пожалуй, Томас Тыквер на слуху ещё. Так что, почти что ничего не говорящее лично мне имя Кристиана Петцольда, стало приятным открытием. А ведь его считают уже признанным классиком берлинской школы кино - на его счету 19 фильмов, снятых за последние 40 лет и куча наград на престижных европейских фестивалях. Говорят, что за последние годы Петцольд сильно опростился и в его творчестве сейчас доминирует полусказочная/полумифическая романтика. И (наверно) - это хорошо! Потому что, если честно, я уже изрядно подустал последнее время от заумных фильмов - да и вы, друзья мои, возможно тоже? Это ведь гордыня, по сути - снимать кино только для себя, а нам, смертным, только и остается, что пытаться каждому, соразмерно уровню образованности и личного воображения, пытаться их разгадать... И если бы последний фильм немецкого режиссёра был снят в его прежней созерцательно-неторопливой манере, то боюсь, что сегодня я бы не стал его смотреть, а отложил бы на потом...
Но всё сложилось к лучшему - картина очень хорошо легла на душу: там есть, конечно, неизбежный (слегка сомнительного толка) немецкий колорит, но по глазам он не сильно бьёт, а так - в целом это (в основном на старте) этакая изящная летняя драма в духе «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где так же в центре повествования рефлексирующий писатель Леон, отправляющийся с другом Феликсом в лесной домик, с намерением закончить свой второй, туго идущий роман. Некогда популярный на волне первого успеха, эгоцентричный Леон погружен целиком в свои переживания и не замечает ничего вокруг - ни красоты окружающей природы, ни устремлений и интересов своего друга Феликса, ни опасности неумолимо подступающих со всех сторон лесных пожаров... Замечает только загадочную Надю, лёгкую нимфу в красном платье, волею судеб оказавшейся соседкой в загородней резиденции.
Каждый день порой вечерней
Дочь султана молодая
Тихо по саду проходит
Близ журчащего фонтана.
По большому счёту вот это стихотворение "Der Asra" Гейнриха Гейне и является главным лейтмотивом картины - бедный самовлюблённый Леон вдруг поднимает глаза и начинает замечать мир вокруг и прежде всего, конечно, "дочь султана молодую", начинает вести себя как идиот, теряется, смущается и не знает как выбраться из всё затягивающей его трясины:
Каждый день порой вечерней
У журчащего фонтана
Молодой стоит невольник.
С каждым днем он все бледнее.
Ко всему оказывается, что Надя не такая простушка, какой она кажется надменному Леону и прозвучавшая в контексте этого открытия философская доктрина "катастрофы осознания" коснется прежде всего его самого и неизбежно отразится и на всем его окружении - очень метафорична в этом плане тема надвигающихся пожаров: тема очищающего огня, гибели и возрождения:
Раз к нему подходит быстро
С быстрой речью дочь султана:
"Знать хочу твое я имя;
Кто ты родом и откуда?"
Отвечает ей невольник:
"Магомет я, из Емена,
Родом Асра; все мы в роде
Умираем, как полюбим!"
Линии любви и смерти тут действительно очень тесно переплетены. И природный катаклизм здесь тоже абсолютно синхронно перекликается с бурей в душе главного героя. Слава Богу, ему достает ума и смелости пересмотреть свое отношение к жизни и к тем, кто пытается быть близким к нему...
Я вот каждый раз, когда пытаюсь рассказать вам о понравившемся фильме, после долгого и мучительного корпения над текстом, многочисленных правок и попыток передать то неуловимое состояние души, которое остается после просмотра хорошего кино - поражаюсь, читая потом всё вот это накаляканое: насколько убог язык всё-таки! Не передать ничего, не перенести на бумагу.. Как невозможно что-то вытащить из сна наружу. Мой совет поэтому прост, как и прежде: посмотрите сами - должно ведь и у вас что-то тихо зазвучать внутри....
Нравится читать о кино? Делитесь мнениями и комментариями, оставляйте лайки, подписывайтесь на канал! Всем - спасибо.
Читайте также на канале "Ветреный день":