Найти тему
Ветреный день

"Memoria". Странное кино с Тильдой Суинтон

"Memoria" (2021). Режиссёр Апичатпонг Вирасетакул
"Memoria" (2021). Режиссёр Апичатпонг Вирасетакул

Скоро, очень скоро мы построим город начнем, наконец-то, двигаться вперёд и знакомиться с новыми фильмами, обещаю. Но, пока мы потихоньку приходим в себя после новогоднего апокалипсиса, я продолжу делиться с вами интересными находками последних лет...

Имя тайского режиссёра Апичатпонга Вирасетакула нельзя отнести к громким именам кинематографа, хотя он уже у многих на слуху - его дебютная картина называлась «Таинственный полуденный объект» и , собственно говоря, этим определением она задала вектор всему дальнейшему творчеству этого очень необычного кинодеятеля. Отнести его фильмы к жанру сюрреализма, как это пытаются делать некоторые кинокритики, было бы совсем неправильно - это значительно сузило бы рамки того, что происходит в мирах, созданных этим несомненно талантливым художником из Таиланда. Это внешне очень тягуче-неспешное повествование, лишённое, на первый взгляд, какого-либо сюжета. Вот достаточно точная формулировка, определяющая суть его произведений:

Отсутствие традиционной повествовательной линии позволяет критикам интерпретировать фильмы Вирасетакула как «текучее, бесплотное скопление диковинных знаков, которые лишены поддающегося расшифровке смысла»

"Dokfa nai meuman" (2000) Режиссёр Апичатпонг Вирасетакул
"Dokfa nai meuman" (2000) Режиссёр Апичатпонг Вирасетакул

Но то, что у других режиссёров стало бы при таком раскладе тоской смертной и претенциозной бессмыслицей, у Вирасетакула вдруг обретает чарующие черты наших лучших сновидений, когда просыпаешься с чувством, что только что был в каком-то невообразимо другом мире, с совершенно иными законами и правилами - и это было так прекрасно! Но рассказать об этом не хватит никаких слов - остаются только будоражащие смутные...ммм... даже не воспоминания, а скорее всё ещё продолжающие протекать в тебе ощущения...

Собственно говоря, пора бы уже и про сам новый фильм тайского режиссёра «Память» рассказать. Он был снят в Колумбии в 2019 году, премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2021 году. Картина номинировалась на «Золотую пальмовая ветвь» и получила приз жюри этого весьма авторитетного кинофорума. Для начала скажу, что я совершенно не был готов к тому, что я увижу, т.к. даже поначалу и не обратил внимание, кто же снимал это кино - для меня ключевым фактором выбора было имя Тильды Суинтон, что само по себе является лакмусовой бумажкой достойного кино, ну и ещё определение жанра как "фантастика". Хотя фантастикой, в классическом понимании, здесь конечно и не пахнет, а пахнет совершенно новым миксом медитативно-мистического кино и обострённого, даже гротескного аудио-визуального пристального взгляда на этот мир...

"Таинственный полуденный объект" здесь несомненно присутствует, только здесь это непонятный, очень громкий и будоражащий звук, который разбудил ото сна (в прямом и переносном смысле) главную героиню Джессику, лишив её покоя, и поиски причин которого станут главным побуждающим фактором дальнейших событий фильма. Описывать их, в надежде хоть что-то прояснить - дело неблагодарное и бесполезное! Ну попробуем штоле?!

Вот мается Джессика, пытаясь найти, если не причину, то хотя бы какую-то реальную интерпретацию этого тревожного камертона. Тут ей вроде бы даже немного помогает звукорежиссёр по имени Эрнан (Хуан Пабло Эррего) - он утверждает, что он помнит абсолютно каждый миг своей жизни и ему даже удается сгенерировать в студии звучание, максимально похожее на то, что слышит героиня Тильды Суинтон. Выясняется, что у этого феномена есть даже медицинское название - "синдром взрывающейся головы", он мало изучен и причины его возникновения неизвестны.

Потом новый друг Джессики таинственным образом исчезает и снова материализуется на неспешном пути героини сильно постаревшим отшельником, медитирующим на берегу не то речушки, не то ручья - посреди высокой травы. А ловит он не рыбу, а чужие сновидения! Несколько фраз, взглядов, порывов ветра, журчание потока и Эрнан забывается на бесконечно долгое время.. И это, похоже, даже не сон:

- Как это было?
- Что?
- Смерть.
- Хорошо!

Я даже не знаю, как вам лучше отрекомендовать этот фильм, а то боюсь вы уже заработали синдром взрывающейся головы от всего вышеизложенного! Ну, во-первых, собирайтесь его смотреть, если у вас есть в запасе ещё минимум тысяча лет - у меня возможно и сотой доли это срока нет, но я с первых минут был очарован невероятной медлительной текучестью кадров вкупе с предельно насыщенным, даже подчас хаотически загромождённым звуковым фоном, ткущим непередаваемое ощущение, которое потом не отпустит потом очень долго. Во-вторых, даже не пытайтесь понять - что же тут происходит (хотя в конце картины нам подкидывают не то, что бы разгадку - но скорее подсказку или направление в какую сторону думать), а просто воспринимайте и очень скоро почувствуете присутствие чего-то мощного: словно бесшумный дирижабль скользнул в ночи мимо, слегка прикоснувшись незримой массой и оставил тебя в растерянной задумчивости..

Очень жалко, что пока можно найти в Сети экземпляр плоховатого качества и очень жаль, что я прозевал это великолепие в момент показа его в кинотеатрах - это уникальное полотно нужно было не спеша разглядывать на огромном экране, с супер-качественным звуком и лучше всего в пустом зале, утром в понедельник - потому что толпами уходящие из зала зрители затопчут ногами нечто нежно-эфемерное, вызревающее в душе, пока смотришь это кино...

Ну что, убедил? Теперь точно ведь не станете смотреть эту мутотень ?!

А я буду, ме-ме-ме :) Дождусь только достойного качества и снова получу неописуемое удовольствие!

-5

Понравился обзор? Оставь комментарий, поставь лайк, подпишись на канал! Всем - спасибо.

Читайте также на канале "Ветреный день":