“И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа”, – писал Владимир Маяковский.
Читая стихи этого поэта, которые опубликованы, например, в сборнике “О любви”, кажется, что он искренне любил одну… Ту самую единственную, которой посвятил каждую строчку.
Но это не так. К сожалению или к счастью, у Маяковского в жизни было много романов. Одни из них развивались стремительно, одни длились пару месяцев, другие — больше десяти лет, но ни один из них не привел к браку.
Кто же эти “музы” Маяковского?
Софья Шамардина
Известная в свою эпоху как "первая артистка-футуристка", пользовалась широкой популярностью в литературных кругах Петербурга. Она прославилась тем, что гуляла с домашним волком на поводке и выступала на футуристических мероприятиях под псевдонимом Эсклармонда из Орлеана. Корней Чуковский познакомил ее с Маяковским в 1913 году. Шамардина принимала участие в постановке спектакля по одной из пьес Маяковского и помогала организовать знаменитое турне футуристов в 1913–1914 годах.
Однажды, путешествуя на извозчике и наблюдая за мелькающими звездами, Маяковский заимствовал идею для своего знаменитого стихотворения от Софьи, которая была вдохновенным источником его творчества в то время.
«Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение:
«Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?»
…Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».
Софья Шамардина
Впоследствии, после расставания с Маяковским, Шамардина вышла замуж за Иосифа Адамовича, высокопоставленного военного комиссара, и в 1923 году вступила в ряды партийных работников, что вызвало насмешки со стороны Маяковского, критикующего ее за отказ от бурной футуристической жизни ради более конвенционального образа жизни.
Мария Денисова
В 1914 году в Одессе, на одном из мероприятий турне футуристов, проходившем в Русском театре, Владимир Маяковский познакомился с Марией Денисовой. Уже в первый день Маяковский и Денисова гуляли вместе до позднего вечера. Несмотря на то, что они проводили много времени вместе, предложение о замужестве от Маяковского Денисова отклонила, что вдохновило его на создание поэмы «Облако в штанах», где Денисова стала прототипом главной героини.
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
После возвращения Маяковского в Москву, Денисова вышла замуж, вскоре развелась и и во время Гражданской войны вновь вступила в брак, на этот раз с революционером Ефимом Щаденко. Она была активна в создании агитационных материалов, участвовала в боевых действиях и была ранена. По окончанию войны Денисова-Щаденко занялась скульптурой, и ее работы даже были представлены на международных выставках в Европе. Все попытки творчества сталкивались с непониманием и препятствиями со стороны ее мужа, о чем Денисова жаловалась Маяковскому в письмах.
Маяковский продолжал оказывать поддержку Денисовой, они сохраняли переписку и встречались.
В середине 1920-х годов Мария Денисова создала гипсовый бюст Маяковского, называя его своим «остроугольным другом».
Лилия Брик
«Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками», – так Маяковский написал в своей биографии и назвал дату «радостнейшей». В этот день, прочитав у Бриков свою поэму «Облако в штанах», Маяковский посвятил её Лиле, подписав: «Тебе, Лиля». Позднее посвящения в своих книгах он сделал ещё более сжатыми: «Л.Ю.Б.».
В 1918 году Маяковский и Лиля Брик сыграли вместе в фильме «Закованная фильмой», сценарий к которому написал сам поэт. В тот период Лиля призналась ему в своих чувствах:
«Мы решили никогда не расставаться и остаться близкими друзьями на всю жизнь. <…> Я любила, люблю и буду любить Осю всегда, больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Ни в одних стихах не встречала такой любви. Но это не мешало моей любви к Володе».
После работы над фильмом Маяковский перебрался жить к Брикам. О Лиле он писал стихи, в частности в поэмах «Флейта-позвоночник» и «Люблю», в послании «Лиличке».
В конце 1922 года их отношения испытали кризис, и они прервали общение на два месяца. В этот трудный период Маяковский продолжал следить за Лилей, отправляя ей письма, цветы и книги. Именно тогда он написал поэму «Про это».
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь».
Через два года произошел окончательный разрыв, о котором Маяковский высказался как о свободе от любви и от плакатов. Затем он отправился в гастрольные туры по Франции, Мексике и США.
Их последняя встреча произошла за несколько месяцев до смерти поэта, когда Брики отправлялись в Европу. Весь архив Маяковского был завещан им. Лиля занялась изданием его работ и обратилась к Сталину с письмом, когда возникли трудности с печатью тиража.
До конца своих дней Лиля Брик носила кольцо с инициалами «Л.Ю.Б.», подаренное Маяковским, складывающимися бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.».
Много слухов ходит вокруг этого романа, в том числе и то, что Брик стала причиной самоубийства поэта. Вот, что об этих отношениях говорит Андрей Столяров:
«Власть Лили Брик над Маяковским была необычайной. Вот с этого момента все свои стихотворные произведения, за исключением только поэмы «Владимир Ильич Ленин», он посвящал только ей. Познакомившись с Лилей, Маяковский уже не смог уехать из Петрограда. Он сначала поселился в гостинице, потом поближе к Брикам на Надеждинской улице (сейчас это улица Маяковского), а когда Брики перебрались в Москву, он много лет жил с ними в одной квартире. На дверях так и было написано: «Брик. Маяковский».
Елизавета Зиберт
Визит в Америку оказался довольно продолжительным путешествием для Владимира Маяковского. Он на протяжении трех месяцев проводил выступления и чтения стихов в США. Во время этой поездки художник Давид Бурлюк познакомил Маяковского с Элли Джонс (настоящее имя Елизавета Зиберт), российской эмигранткой. Она стала переводчиком для Маяковского, поскольку он не владел английским. Маяковский и Джонс стали неотъемлемой частью друг друга на официальных мероприятиях, во время встреч с журналистами и издателями, и проводили много времени, гуляя по городу. Вдохновенный посещением Бруклинского моста, Маяковский написал стихотворение с тем же названием.
Поэт даже сделал несколько портретов Элли Джонс и рассказал девушке о стихотворении, посвященном их любви, на что Джонс предложила: «Давай сохраним наши чувства только для нас». Они практически не расставались вплоть до того октября, когда Элли провожала поэта на корабль. По возвращении в свою квартиру она обнаружила, что её кровать укрыта незабудками, на которые Маяковский истратил свои последние средства.
В 1926 году у Элли Джонс родилась дочь, Хелен Патрисия Томпсон (русское имя Елена Маяковская). Владимир Маяковский увидел ее лишь однажды, в 1928 году, во время их встречи в Ницце. Фотография дочери впоследствии хранилась в рабочем кабинете поэта в его московской квартире.
Наталья Брюханенко
Наталья Брюханенко впервые встретилась с Владимиром Маяковским в возрасте 20 лет, в то время как поэту было 33 года. Их вторая встреча случилась через год после первой в том же месте — в библиотеке Госиздата, после чего они стали практически неразделимы.
Маяковский называл её своим «товарищем-девушкой», обращался к своей «Наталочке» с галантностью и внимательностью на «Вы». Он ценил пунктуальность, всегда прибывал точно ко времени и ожидал того же от Натальи, даже подарив ей часы, чтобы она не опаздывала. Поэт также оставил ей подпись в книге:
Наталочке Александровне
Гулять
встречаться
есть и пить
Давай
держись минуты сказанной.
Друг друга
можно не любить,
но аккуратным быть
обязаны.
В 1927 году они проводили время в Ялте, где Маяковский днем работал, завершая поэму «Хорошо!», а после обеда готовился к поэтическим выступлениям. В день рождения Натальи поэт разыграл для неё настоящий праздник, обсыпая её букетами роз и другими подарками, выражая желание оставить незабываемые впечатления.
В 1928 году Маяковский признался Наталье в своих чувствах к Лиле Брик, предложив Наталье занять в его сердце второстепенное место, на что она не согласилась, и их роман постепенно затух. Тем не менее, они продолжали общение, вместе посещая культурные мероприятия, и Наталья часто бывала у новых друзей — Бриков. За несколько дней до смерти Маяковского Наталья навестила его, помогая с правками рукописей.
Татьяна Яковлева
Татьяна Яковлева переехала в Париж в 1925 году, где работала моделью в доме моды Кристиана Диора и снималась для рекламных плакатов. В 1928 году Владимир Маяковский приехал в Париж, и сестра Лили Брик, Эльза Триоле, познакомила его с Яковлевой. В первый вечер после встречи, когда они ехали в такси и Яковлева замерзла и начала кашлять, Маяковский снял свое пальто и укрыл ее им. Яковлева писала об этом вечере: «С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно».
Они проводили время вместе каждый день, «замечательной парой» называл их художник Василий Шухаев. Яковлева вдохновила Маяковского на создание двух стихотворений — «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Татьяне Яковлевой». Однако она была недовольна публичностью их отношений и запретила публиковать последнее произведение.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Перед возвращением в Москву Маяковский сделал Яковлевой предложение выйти за него замуж и вернуться в СССР вместе, но она отказалась, и поэт уехал один. Перед отъездом он заказал для нее букеты цветов в парижской цветочной фирме, и Татьяна Яковлева продолжала получать цветы каждое воскресенье на протяжении многих лет даже после смерти поэта.
Вероника Полонская
В 1928 году, в эпоху, когда советское кинематографическое искусство активно развивалось, Лиля Брик с режиссером Владимиром Жемчужным снимала фильм "Стеклянный глаз". В этом проекте дебютировала молодая актриса Вероника Полонская, получившая главную роль. Её встреча с Владимиром Маяковским произошла благодаря приглашению на бега от Осипа Брика.
Вероника была впечатлена талантом Маяковского. Его исполнение "Левого марша" и ранней лирики восхищали девушку способностью передавать эмоции через слово. На тот момент 20-летняя актриса уже была замужем за актёром Михаилом Яншиным. Но её отношения с Маяковским быстро переросли в страстный роман, в котором поэт требовал, чтобы Полонская развелась с мужем и стала его женой. Маяковский даже вступил в писательский кооператив, чтобы обеспечить будущее совместное проживание.
В день трагедии, 14 апреля 1930 года, Вероника Полонская приехала к Маяковскому. На их последней встрече она заверила его в своих чувствах, обещая стать его женой, но призвала подумать о тактическом разводе с Яншиным. Полонская, чувствуя давление Маяковского оставить театр, спешила на репетицию к Владимиру Немировичу-Данченко, которому не нравилось, когда актёры опаздывали. Уходя, она не знала, что это будет их последняя встреча. Услышав выстрел, она вернулась и обнаружила Маяковского мёртвым с раной в груди.
В своей предсмертной записке он оставил такие слова: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
Приглашаем вас присоединиться к нашему сообществу. Наш Клуб Писателей – это не просто место, где мы обсуждаем идеи, это целый мир возможностей, который ждет вас!
Если вы готовы встретить заряд творчества каждый день, разделить радости и вызовы писательского пути, то вам просто необходимо стать частью нашего сообщества. Давайте вместе исследовать тайны слов, перевоплощаться в разные образы и создавать произведения, которые зажгут в сердцах читателей яркие огни.
Готовы начать? Присоединяйтесь к нам уже сегодня, перейдя по этой ссылке👉 Клуб писателей.
Вместе мы сможем преодолеть любые творческие барьеры, откроем для себя новые горизонты и вдохновим друг друга на большие и невероятные события. Пусть каждый наш виртуальный шаг приближает нас к завораживающему миру слов и идей.
Присоединяйтесь к Онлайн-Клубу Писателей и дайте своим идеям крылья!