Семитами называют современные либо древние народы, живущие преимущественно на Ближнем Востоке и говорящие на родственных языках. Их далекие предки изначально жили в Африке, в северной части будущей пустыни Сахара. В то время она была более увлажнена и напоминала степь, и была идеальным местом для скотоводов. Но затем регион начал высыхать, и прасемиты около 7-ми тысяч лет назад оттуда сбежали.
Есть версия, что они пошли северным путем и миновали долину Нила, которая уже тогда была плотно населена и местные отнюдь бы не потерпели вторжения. Но наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что эти кочевники переправились в Азию в районе Африканского рога, который тогда имел сухопутное сообщение с Аравией.
Так или иначе, прасемиты пришли на Ближний Восток, где стали настоящими, кондовыми, сермяжными семитами. Тут они разделились на южную ветвь – будущие арабы; восточную ветвь – аккадцы и халдеи; западную ветвь – арамеи, ханаанцы, евреи. Впрочем, к южным семитам относят также различные негроидные народы Африки – амхара, тигре, тиграи, а иногда и эфиопских евреев-фалашей.
Сам термин, кстати, придумал немецкий российский историк Август Шлёцер в конце 18-го века, связав его с библейским Симом, одним из сыновей мореплавателя праведника Ноя, чьим потомком считался прародитель евреев Авраам. Фамилия ученого многим покажется знакомой, и неспроста – наряду со своими единомышленниками Байером и Миллером, он считается основоположником норманской теории возникновения древнерусского государства.
После переселения в Азию часть семитов относительно быстро осела на землю, а другие остались кочевниками. Разборки между теми и другими будут определять судьбу региона следующие несколько тысяч лет. Все относительно устаканится лишь после возникновения ислама и арабских завоеваний. Тогда часть древних народов ассимилируется и перейдет на арабский язык. С тех пор в семитском этническом мире глобальных изменений не было.
Поэтому дальше мы поговорим о семитских языках. Крупнейшим из них является арабский – примерно 240 миллионов человек на нем говорит, как на родном, и еще для 60-ти с лишним миллионов он является дополнительным. При этом, далеко не все, кого мы называем арабами, назовут таковыми сами себя. Самый лучший пример – берберские народности Северной Африки, которые точно не арабы, а арабизированные.
Арабский разделен на большое количество региональных диалектов, или, лучше сказать, местных норм. В каждом государстве норма разная, хотя соседи обычно понимают соседей. И внутри любой страны имеется куча локальных говоров. Есть также литературный арабский – фусха, основанный на кораническом языке, хотя и не напрямую.
Вторым по широте использования семитским языком является амхарский – официальный язык Эфиопии, распространенный также в ряде соседних стран, особенно Сомали, Эритрее, Судане. На нем говорят те потомки древних семитов, которые остались дома и никогда не покидали Африку – это примерно 25 миллионов.
На третьем месте стоит иврит – в прошлом мертвый язык, восстановленный в 19-м веке. Когда евреи решили вернуться на свою родину, им потребовалось единое средство общения, поскольку каждая из диаспор обычно говорила на языке страны исхода. Современный иврит по своей сути – это язык священных книг иудаизма с добавленными к нему современными оборотами. Произношение больше похоже на арабское – сейчас никто не знает, как звучал этот язык в древности, а потому использовали звучание наиболее близкого языка. Более пяти миллионов человек говорят на нем, как на родном, и еще не менее нескольких миллионов – как на дополнительном.
На языке тигринья говорит до 9-ти миллионов человек – это еще одно из эфиопосемитских наречий. Близким по происхождению, но сейчас вполне самостоятельным является язык тигре – 1,5 миллиона говорящих. Есть на востоке Африки и иные семитские языки с меньшим количеством пользователей.
Мальтийский язык восходит аж ко временам Карфагена, а через него – к финикийским диалектам Ханаана. Он имел сильное арабское влияние в эпоху средневековья, но сохранился даже несмотря на регулярную смену хозяев острова. Имеет сильное влияние романских языков. А говорят на нем 370 тысяч человек.
Ассирийский, он же новоарамейский, который является родным, как минимум, для 200 тысяч жителей Ближнего Востока (как максимум – для пары миллионов), является прямым потомком древнего языка, что выступал в Западной Азии в качестве лингва-франка до арабских завоеваний. Но постепенно его носители ассимилировались. Да и оставшиеся не стремятся выделяться, поскольку являются христианами в исламских странах.