Найти в Дзене

Гостиница "Астория": Роскошь и история в сердце Санкт-Петербурга

Участок No39 на Большой Морской улице пустовал в начале XVIII столетия. Есть сведения, что в 70-х годах того же столетия на этом участке находился двухэтажный дом с шестнадцатью окнами. Угловая часть участка была застроена в конце XVIII столетия, тогда здесь был построен трехэтажный особняк, принадлежавший семье Поггенполь. В доме Поггенполя в 1786 году поселился шведский художник Бенджамин Патерсен. Он создавал акварели и гравюры с видами Санкт-Петербурга. В столице Российской империи он жил вплоть до своей кончины в 1810 году. К 1798 году, когда участок принадлежал адъютанту Поггенполю, он был полностью застроен. Со стороны Исаакиевской площади находился трёхэтажный флигель. К 1804 году, участком распоряжались майор Василий Поггенполь и купец Федор Поггенполь. К 1806 году он был разделен на две части, одна из которых со стороны Большой Морской улицы принадлежала “городскому секретарю” Федорову, который в 1809 году упоминается как губернский секретарь Фридрих Погенполь. В 1820-х годах

Участок No39 на Большой Морской улице пустовал в начале XVIII столетия. Есть сведения, что в 70-х годах того же столетия на этом участке находился двухэтажный дом с шестнадцатью окнами. Угловая часть участка была застроена в конце XVIII столетия, тогда здесь был построен трехэтажный особняк, принадлежавший семье Поггенполь.

В доме Поггенполя в 1786 году поселился шведский художник Бенджамин Патерсен. Он создавал акварели и гравюры с видами Санкт-Петербурга. В столице Российской империи он жил вплоть до своей кончины в 1810 году.

К 1798 году, когда участок принадлежал адъютанту Поггенполю, он был полностью застроен. Со стороны Исаакиевской площади находился трёхэтажный флигель. К 1804 году, участком распоряжались майор Василий Поггенполь и купец Федор Поггенполь. К 1806 году он был разделен на две части, одна из которых со стороны Большой Морской улицы принадлежала “городскому секретарю” Федорову, который в 1809 году упоминается как губернский секретарь Фридрих Погенполь.

Виден угловой дом по Вознесенскому пр.
Виден угловой дом по Вознесенскому пр.

В 1820-х годах домом No39 по Большой Морской улице владел купец Лука Таиров. В самом начале 1830-х там размещался зверинец, организованный Карлом Бергом, где демонстрировали огромных крокодилов и экзотических змей. В определенные часы их публично кормили кроликами и домашней птицей. В газетах писали, что публику особенно привлекала двуглавая змея.

Когда дела Луки Таирова пошатнулись, ему пришлось заложить дом. В 1836 году просроченный заклад выкупило правление Государственного Заемного банка и продало с публичных торгов жене купца II гильдии Пелагее Андреевой Калгиной. С ноября 1840 г. от дома Калгиной начали отправляться дилижансы “Конторы дилижансов и перевозок”, на которых можно было добраться до Риги.

В 1858 году участок отошел надворному советнику Степану Дмитриевичу Воронину, занимавшемуся скупкой доходной недвижимости. В 1863 году Воронину пришлось передать недавно приобретенное здание в залог Провиантскому департаменту военного министерства. В тот же год глава семьи скоропостижно скончался, завещав дом No 39 своему старшему сыну, гвардии поручику Константину. Последний планировал перестроить здание, для этого был разработан соответствующий проект, однако он так и не был реализован. В 1870 году Константин продал дом младшему брату Александру, владельцу дома No 26.

Гостиница "Бристоль".
Гостиница "Бристоль".

В середине XIX столетия Николай I преподнес своей дочери Марии Николаевне дворец на Исаакиевской площади в качестве свадебного подарка. Это сразу же сделало близлежащие к нему кварталы невероятно популярными среди домовладельцев и “бизнесменов”, которые хотели построить там гостевые номера.

Фото начала XX-го в. Гостиница "Бристоль" (справа)
Фото начала XX-го в. Гостиница "Бристоль" (справа)

С 1870-х годов участком, на котором в дальнейшем будет построена гостиница, владели князь Д. А. Львов, затем его жена Александра Павловна и затем их сын Александр Дмитриевич. А. Д. Львов внес значительный вклад в развитие пожарного дела в Российской империи. Он составил первое пособие для городских пожарных команд, организовал в 1892 году Первую Всероссийскую пожарную выставку, в его доме размещалось Соединенное Российское пожарное общество. Вновь появились сведения о намерении владельцев перестроить здание в 1898 году, но это намерение не было осуществлено.

Фасад дома 39 по Большой Морской ул., где до постройки гостиницы «Астория» находились меблированные комнаты «Бристоль».
Автор съемки К.К.Булла
Фасад дома 39 по Большой Морской ул., где до постройки гостиницы «Астория» находились меблированные комнаты «Бристоль». Автор съемки К.К.Булла

В 1903 году здание на углу между Исаакиевской площадью и Большой Морской улицей было выкуплено страховым обществом “Россия” за 1 миллион 300 тысяч рублей. Оно служило доходным домом или гостиницей. С 1907 года строение принадлежало акционерной компании “Палас-Отель”, объявившей о своем решении построить на этом месте новую гостиницу.
В 1907 г. началось возведение крупной и дорогой гостиничной постройки.

Гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov
Гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге. источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov

Проект был разработан Федором Лидвалем. Перед этим он занимался реконструкцией и отделкой интерьера гостиницы “Европейская”. На строительстве ему помогали инженеры Н. П. Козлов и К. Г. Эйлерс и выпускницы первого в России Женского Политехнического института.

Компания "Вайс и Фрейтаг", финансирующая строительство, хотела создать лучшую гостиницу в Европе на месте меблированных комнат "Бристоль", в которых незадолго до этого совершенно случайно сдетонировал взрывное устройство. В тот раз охота велась на великого князя Владимира Александровича. Но от неосторожного обращения с бомбой погиб сам террорист. Это был Максимилиан Ильич Швейцер, сын банкира, получивший образование в Московском университете.

Астория 1913 год
Астория 1913 год

Инвесторы постарались учесть ошибки прошлого и потратили деньги на конструкции из железобетона с мощным фундаментом, огнестойкую внутреннюю отделку, на красноватый гранит фасадов из каменоломен Восточно-Финляндского гранитного общества под Выборгом.

23 декабря 1912 года на открытие отеля собрался весь свет, представители купеческого и адвокатского сословия - все те, кому были доступны понимание и оценка её фешенебельности, технического оснащения и комфортабельности.

В целях бизнеса здание было задумано намного выше соседних, чтобы увеличить его вместимость и, следовательно, прибыль. Однако проект был изменен. Это было выполнено по требованию Академии искусств, чтобы строение не закрывало вид на Исаакиевский собор.

Два нижних этажа здания гостиницы облицованы серо-розовым гранитом из Каменногорска, из того же материала выполнены медальоны, гирлянды из цветов, маски и вазы.  Пилястры трёх следующих этажей перекликаются с колоннами здания Германского посольства по другую сторону площади.

Все номера оборудованы системой парового отопления, полностью электрифицированы, вызов обслуживающего персонала осуществлялся нажатием кнопки, в ванных комнатах имелась горячая вода. Здание также оснащалось 10 лифтами.

Мебель для гостиницы везли прямиком из Австрии и Швеции, а ковры - с Варшавской ковровой фабрики. Люстры делали на заказ немецкие специалисты из Вурцена.

Название гостиницы связано с Джоном Джекобом Астором IV, который погиб при крушении “Титаника” за несколько месяцев до открытия “Астории”. Он был наследником американских меховых магнатов и миллиардером. Астор был вынужден остаться на корабле во время крушения, в то время как его беременная жена спаслась. Его второй брак не одобрило общество. Он с женой возвращался из долгого путешествия по Европе и Египту через Атлантический океан в Соединенные Штаты, где они хотели, чтобы их ребенок родился. Когда “Титаник” столкнулся с айсбергом, большинство пассажиров первого класса не осознавали серьезности ситуации, пока спустя три часа корабль полностью не затонул.

Джон Джекоб Астор при жизни построил роскошный отель на Пятой Авеню, ставший образцом гостиничного дела. Шестнадцатиэтажное здание отеля было самым высоким зданием в Нью-Йорке. Рядом с ним находилось более старое здание отеля, принадлежащее кузену Астора, с которым у него были разногласия по поводу места в семейной иерархии. Со временем братья преодолели семейные разногласия и объединили свои отели в один комплекс, который на Манхэттене стал известен как “Уолдорф=Астория” (знак “равно” здесь не является опечаткой).

Журнал "Столица и усадьба" № 23 1 декабря 1914 г.
Журнал "Столица и усадьба" № 23 1 декабря 1914 г.

В то время все американское считалось символом передовой технологии, высокого качества и роскоши. Стали появляться гостиницы с названием “Астория”. Одна из таких гостиниц появилась и в Санкт-Петербурге.

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. Владельцев гостиницы, немцев, стали подозревать в шпионаже. Разъяренная толпа сбросила с фронтона Германского посольства скульптурную группу, думая, что в ней спрятана радиоантенна, транслирующая донесения шпионов, засевших в "Астории". А вскоре в здании гостиницы стали квартироваться высшие офицеры русской армии.

-8

В Февральскую революцию "Астория" была штабом антиреволюционных сил. На крыше были установлены пулеметы, а поднявшиеся из ресторанов офицеры выставили из окон винтовки. Оборонявшиеся прежде всего уничтожили запасы французских вин, хранившиеся в подвале: они разбили тысячи бутылок с шампанским и продырявили бочки с коньяком.

После Октябрьской революции гостиница была национализирована, и здание стало домом “1-го Петросовета”. Вход охранялся ГПУ. Номера “Астории” использовались советским правительством, и здесь останавливался Ленин.

В 1926 году гостиницу “Астория” снова стали использовать для размещения гостей, передав ее в управление “Интуриста”. В ней стали размещать немногочисленных иностранных гостей и командированных представителей советской элиты. Название гостиницы также изменилось, она стала называться “Интурист”. Когда началась война, гостиницу превратили в госпиталь, где могли лечиться не только военные, но и некоторые заслуженные жители Ленинграда, которых направлял городской отдел здравоохранения.

Гостиницы «Англетер» и «Астория» в 1930 году
Гостиницы «Англетер» и «Астория» в 1930 году

Есть легенда, что Гитлер приказал не бомбить гостиницу. А после взятия Ленинграда именно в ресторане «Зимний сад» при отеле он хотел устроить банкет. И, якобы, даже были распечатаны пригласительные билеты офицерскому составу. Однако, несмотря на популярность этой легенды, нет никаких документальных подтверждений ее достоверности.

После войны гостиница снова ненадолго стала элитным жилым домом, на этот раз для творческих работников. Иллюзионист Эмиль Кио вспоминал, что каждой семье, проживавшей здесь, был выделен небольшой участок земли в сквере на Исаакиевской площади, который был превращен в огород.

Реклама гостиницы "Астория"
Реклама гостиницы "Астория"

После войны “Астория” продолжала работать в обычном советском режиме. Были проведены срочные восстановительные работы и вновь начал функционировать “Интурист”, однако все номера были оборудованы подслушивающими устройствами на случай приезда иностранных шпионов или местных “врагов народа”.

“Астория” регулярно появлялась в кинофильмах с участием западных звезд. Например, в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», снятой режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, Андрей Миронов спускается из окна гостиницы, держась за край ковровой дорожки. В мелодраме «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева Юрий Соломин и японская актриса Комаки Курихара смотрят друг другу в глаза, находясь в этой гостинице.

Ресторан в отеле.
Ресторан в отеле.

Александр Вертинский, знаменитый автор и исполнитель песен в жанре шансона, также предпочитал останавливаться в “Астории”. Иногда он проводил целый день в ожидании, когда освободится номер для того, чтобы иметь возможность остановиться именно в этой гостинице. Он скончался в гостиничном номере в “Астории”. Перед смертью, 21 мая 1957 года, он успел записать свои последние 12 строк в своих мемуарах.

Гостиница «Астория» и памятник Николаю I, Ленинград, июль 1991 года, источник Википедия / автор Leo Medvedev/Лев Леонидович Медведев
Гостиница «Астория» и памятник Николаю I, Ленинград, июль 1991 года, источник Википедия / автор Leo Medvedev/Лев Леонидович Медведев

Сегодня "Астория" продолжает быть фешенебельным отелем, гостиницей с историей, а история, как говорится, продолжается.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: