После черно-белой печати фотографий, я заинтересовался возможностью тонирования своих отпечатков, чтобы придать им более эстетичный вид. Вообще, тонирование преследует несколько целей, помимо этой, я бы отметил ещё такие:
- Улучшение долговечности: Некоторые виды тонирования могут повысить долговечность отпечатков.
- Эксперименты с эффектами: Фотографы иногда используют тонирование для создания уникальных эффектов, чтобы придать изображению интересный вид.
- Коррекция дефектов: Тонирование может помочь скрыть некоторые дефекты или недостатки черно-белых отпечатков, такие как пятна или неравномерность в экспозиции.
- Выделение деталей: Иногда тонирование используется для подчеркивания определенных деталей на фотографии или создания более выразительного контраста между элементами изображения.
Способов тонирования бесчисленное множество, от крепкого чая до солей драгоценных металлов.
Я решил попробовать тонирование с помощью полисульфидов, так, как это наиболее доступное и простое решение для меня. После тонирования в таком тонере, отпечаток приобретает тёплый коричневый оттенок и увеличивает свою сохраняемость.
Рецепт и процедура приготовления тонера не представляет особой сложности. В Советском Союзе такой способ не был распространён, но за рубежом он широко известен под названием Kodak Т-8.
Рецепт от Кодак такой:
- Вода - 750 мл.;
- Полисульфид натрия или полисульфид калия (серная печень) - 7,5 г.;
- Карбонат натрия (сода кальцинированная) - 2,5 г.;
- Вода холодная - до 1 л.
Полисульфид натрия или калия - это серная печень, которая широко используется ювелирами, для патинирования драгоценных металлов. Она свободно продается, хотя я не понимаю, почему у неё такая большая цена, ведь получают её из простых и доступных веществ.
В общем, я решил приготовить тонер самостоятельно. Купил в садовом магазине серную шашку (для окуривания подвала), поташ и сода у меня были. Поташ можно приготовить самим из пепла, а сода нужна только для сохранности тонера.
Развел небольшой костёр во дворе, положил на него толстый лист металла, что бы банка не касалась открытого огня. Отсыпал в жестяную банку 50 грамм поташа и 25 грамм серы и начал нагревать на железке банку, помешивая всё это дело проволокой. Я мешал и жарил, пока не почернело и не уменьшилось количество дыма.
Затем, немного остывшее вариво залил дистиллированной водой объёмом 200 мл, размешал и профильтровал около 15 раз через вату. Довёл объём полученного раствора до 250 мл дистиллированной водой и добавил 2,5 грамма соды, концентрат тонера готов.
Для приготовления рабочего раствора концентрат разбавляется дистиллированной водой в соотношении от 1/5 до 1/10. Если сделать раствор концентрированней, то возможно размягчение эмульсии отпечатка и придётся дополнительно обрабатывать отпечаток дубителем. Использовать лучше дистиллированную воду, так как тонер очень чувствителен к солям в обычной воде и быстро приходит в негодность. Но, можете попробовать.
Тонируются зафиксированные и промытые отпечатки. Если они сухие, то предварительно желательно размочить их в простой воде перед тонированием. Оттенки и скорость тонирования сильно зависит от температуры раствора, а так же от эмульсии отпечатка.
Для оценки получаемого результата, отпечаток вынимают из тонера, ополаскивают простой водой и рассматривают. Если тон недостаточен, опускают обратно в тонер продолжают тонирование.
После достижения желаемого тона и ополаскивания в воде, отпечаток необходимо промыть в 5% растворе сульфита натрия, для разрушения оставшегося полисульфида и нейтрализации запаха сероводорода.
Дальше следует обычная промывка в воде и сушка.
Тонер имеет запах сероводорода, но на всю комнату не воняет. Я тонировал отпечатки на кухне и не получил от жены по шее за запах. Значит, пахнет терпимо.
Не стоит тонировать отпечатки в помещении, где хранятся непроявленные фотоматериалы, так как сероводород, выделяющейся при тонировании, может вуалировать.