В полдень 3 мая 1984 года возле отделения Фольксбанка в немецком Эрбштеттене остановился белый BMW. Из него вышел коренастый мужчина с кувалдой в руке и направился в сторону финансовой организации. Банковскому служащему, заметившему приближение необычного посетителя, удалось нажать тревожную кнопку и вовремя укрыться в безопасной комнате за массивной дверью. Налётчик кувалдой разбил стекло стойки кассового отделения, выгреб наличность и скрылся. В ходе масштабного расследования будет установлено, что это не просто рядовое ограбление, на юго-западе Германии появился серийный убийца.
Кассир банка описывает нападавшего как мужчину лет 40, с прямыми тёмными волосами, не слишком высокого и одетого в синий костюм. На улице нашлись свидетели, которые заметили, что белый автомобиль BMW имел номерные знаки соседнего города. Полицейские ещё не успеют завершить свою работу в отделении банка, как машина будет найдена брошенной на просёлочной дороге.
Хозяина транспортного средства 47-летнего инженера Зигфрида Пфитцера найдут убитым всего пару часов спустя, у мужчины было огнестрельное ранение в лицо. Эксперту удалось на месте определить, что смерть наступила около 10 часов утра в этот же день. То есть преступник целенаправленно завладел его машиной, чтобы совершить налёт на банк.
Зелёный Фольксваген
Для поиска злоумышленника была сформирована специальная группа, состоящая из 20 опытных сотрудников полиции. В течение нескольких месяцев при отработке различных версий они опросят почти 1500 человек, проверят алиби преступников, осуждённых ранее по подобным делам, исследуют улики, но ни на шаг не приблизятся к поимке убийцы.
21 декабря 1984 года, спустя 7 месяцев работы группы, в полицию поступило заявление об исчезновении 37-летнего Юджина Уэти. Мужчина, проживавший в Нюрнберге, планировал провести рождественские каникулы в Швейцарии вместе со своими родителями, но до места назначения так и не добрался.
Зелёный Фольксваген Гольф, на котором передвигался Уэти, неделей позже засветится при ограблении Фольксбанка в городе Клибронн. Как и в первом случае, преступник явился в отделение с кувалдой, разбил защитное стекло и похитил деньги. Автомобиль в этот же день нашли брошенным в соседнем городе.
На поиски хозяина авто были брошены все силы местной полиции, но это не дало результата. Тело Юджина Уэти с огнестрельным ранением головы найдёт случайный прохожий лишь 30 декабря 1984 года. На этот раз в руки криминалистов попала гильза, которую преступник забыл, либо не успел забрать с собой.
Теперь следствие знало, что убийца использует боеприпасы калибра 9мм, произведённые на заводе Novеll Ag. Обратившись к производителю, полицейские выяснили, что бо́льшая часть их продукции приобретается Управлением государственных закупок Баден-Вюртемберга, которое, в свою очередь, в основном снабжает ею полицию. Получив эту наводку, детективы в первый раз задумываются о том, что убийца и грабитель банков может быть в их рядах.
Для проверки этой версии следствие инициирует проведение баллистической экспертизы оружия сотрудников полиции, служащих на территории земли Баден-Вюртемберг. Порядка 12000 стволов будут поэтапно изъяты для проверки и отправлены в Федеральное управление уголовной полиции. По иронии судьбы подразделение, в котором служил преступник, попадёт в очередь на сдачу оружия одним из последних. За это время он успеет убить ещё четверых человек.
Ещё один Гольф
22 июля 1985 года по пути на работу исчезает 26-летний электрик Вильфрид Шайдер. Его чёрный Фольксваген Гольф позже был замечен во время попытки ограбления Райффайзенбанка в городе Шпигельберг. Сотрудники учреждения увидели, как к дверям подходит человек с кувалдой, и успели спрятаться в безопасном месте. Сработавшая сигнализация спугнула преступника и он был вынужден покинуть место нападения без добычи.
Тело Вильфрида Шайдера будет найдено через несколько дней. Он, как и предыдущие жертвы, погиб от огнестрельного ранения в голову. Рядом с ним обнаружена гильза от патрона калибра 9 мм.
Примерно через месяц следствие обратило внимание на молодого сотрудника полиции, который вёл себя подозрительно. Пока шла проверка, которая должна была подтвердить или опровергнуть его причастность к убийствам водителей, информация об этом просочилась в прессу. Местные газеты запестрели заголовками про оборотня в погонах, жители, шокированные таким поворотом событий, стали опасаться полиции. И хотя подозрения в отношении этого сотрудника были быстро признаны необоснованными, и СМИ выпустили опровержение, люди продолжали судачить, что маньяком был именно полицейский.
Финальные аккорды
27 сентября 1985 года нападению подвергнется ещё одно отделение Райффайзенбанка. На этот раз преступник пришёл туда пешком и угрожал сотрудникам пистолетом, что отличалось от его предыдущей манеры поведения. Он забрал из кассы 11000 марок и покинул место преступления на машине посетителя банка, припаркованной около здания.
Свидетелей нападения оказалось много, все они были опрошены и дали в целом одинаковые показания. По их словам, преступником был мужчина 35-40 лет, с чёрными волосами, густой бородой и выпирающим животом. С помощью очевидцев полиция составит фоторобот, который, как позже окажется, был полной копией налётчика.
Всего через несколько дней после ограбления произошло событие, на первый взгляд никак не связанное с убийцей водителей, но имевшее для него самые фатальные последствия. 29 сентября в полицию города Людвигсбурга поступил звонок с сообщением о заминировании местного железнодорожного вокзала. При отработке вызова силовики начали осмотр камер хранения, расположенных в здании, содержимое одной из них показалось им чрезвычайно интересным. В камере находилась форма сержанта полиции, балаклава и письмо на имя Норберта Полке.
В тот же день он был допрошен, но смог дать пояснения о находке в рамках антитеррористической операции. Полке заявил, что все эти предметы оказались в камере хранения лишь потому, что он ехал на семейное мероприятие и не хотел везти с собой рабочую одежду, письмо и балаклаву, которую он купил по пути для катания на лыжах зимой. Это показалось детективам не очень убедительным, а сходство Полке с фотороботом и вовсе заставило присмотреться к нему повнимательнее.
Личность подозреваемого
Норберту Полке было 34 года, 14 из них он прослужил в полиции западной Германии и получил звание сержанта в кинологическом подразделении. Он был женат на бывшей сотруднице уголовного розыска, в браке родилось трое детей, двое мальчиков и одна девочка. В начале 80-х Полке выиграл в лотерею крупную сумму денег, на которую построил для своей семьи большой дом и принялся обставлять его дорогими предметами интерьера. Средства быстро закончились и полицейский вынужден был влезть в долги.
В марте 1984 года его трёхлетняя дочь умерла от опухоли головного мозга, а всего через 2 месяца началась серия убийств водителей и ограблений банков. Сопоставив эти обстоятельства, следствие намерено было вызвать Полке на полноценный допрос, но оказалось, что он оформил больничный и уже несколько дней не появлялся на работе. Офицеры выехали по его домашнему адресу, но на стук им никто не открыл. Поскольку была высока вероятность, что подозреваемый попытается сбежать, было принято решение выломать дверь.
Внутри были обнаружены тела жены Полке и его старшего сына, оба погибли от выстрелов. Судьба самого убийцы и его младшего сына оставалась неизвестной.
Пока полиция предпринимала все возможные усилия для их поиска, 23 октября 1985 года в живописной прибрежной деревеньке Торре-Канне на юго-востоке Италии был найден автомобиль с телами Норберта и Габриэля Полке. При осмотре установлено, что полицейский сперва убил ребёнка, а потом застрелился сам. Его табельный пистолет Вальтер Р5 оказался и орудием убийства водителей.
Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза Норберта Полке не проводилась, но некоторые специалисты предполагают, что он мог стать маньяком из-за стресса от гибели дочери и тяжёлого финансового положения семьи. Впрочем, это его совершенно не оправдывает.