Святой апостол Матфей - автор первого канонического Евангелия - неспроста считается покровителем бухгалтеров, таможенников, банкиров и финансистов всех мастей. До своего обращения ко Христу Матфей был мытарем (то есть сборщиком налогов). Он взимал налоги с галилеян, брал пошлины с проезжающих через Капернаум торговцев, пересчитывал звонкую монету.
За этим занятием однажды и застал его Христос, призвал к Себе и с тех пор Матфей следовал уже не за золотом и серебром, а за воплощенной Истиной. Что же известно о святом апостоле евангелисте Матфее? Давайте разбираться...
1. Профессия. Это сейчас каждый хотел бы работать в таможне и быть финансистом. Во времена Христа профессия мытаря (сборщика налогов) была презренной. Иудеи ненавидели мытарей, во-первых, за то, что те собирали деньги в пользу ненавистного Рима. А, во-вторых, за то, что мытари, пользуясь своим положением, взимали с народа гораздо больше, чем следовало.
По выражению свт. Иоанна Златоуста, ремесло мытарей была "хищением под видом закона". Сами мытари, хотя и были людьми обеспеченными, даже богатыми, считались в иудейском обществе отверженными, грешными.
Таким отверженными и презираемым мытарем-ростовщиком, предателем отеческих обычаев, и считался будущий апостол и евангелист до призвания. Только налоги Матфей собирал не прямо для Рима, а для правителя Галилеи - тетрарха Ирода, который стал правителем Галилеи по воле того же Рима.
2. Семья. Матфей был сыном Алфея (Мар.2:14). Этот Алфей, надо думать, был правоверным иудеем (имя "Алфей" греческого происхождения, но здесь, видимо, сказалось эллинизация иудейского общества). И иудеем не простым, а хорошо образованным и весьма ученым, ибо Матфей благодаря домашнему и школьному воспитанию сумел написать Евангелие - самое длинное из всех.
Помимо отца, Матфей имел родного брата по имени Иаков (не путать с Иаковом Старшим - старшим братом Иоанна Богослова и с Иаковом Младшим - сводным братом Иисуса Христа). Этот Иаков (брат Матфея) вошел в число 12 апостолов Христовых под именем Иакова Алфеева (Матф. 10:3).
3. Призвание. О призвании Матфея он сам повествует в 9 главе своего Евангелия. Согласно евангельскому тексту, произошло самое настоящее небольшое чудо. Матфей находился на "работе": он сидел у сбора пошлин, в своей "мытнице" или "палатке торгаша", по выражению Евфимия Зигабена, и делал то же, что и всегда: считал деньги, записывал приход, поучал людей.
Мимо неожиданно прошел Христос. Он сказал Матфею на ходу всего три слова: "Следуй за Мной!" (Матф. 9:9). И Матфей - настолько поразили его эти слова - оставил все, чем занимался, и последовал за Иисусом. Так поразило его Слово Божие. Блаженный Иероним Стридонский поясняет это место таким образом:
"Конечно, самое сияние и величие скрытого Божества, Которое светилось даже на человеческом лице, при первом виде Его могло привлекать к себе смотрящих на Него. Ибо если в магнитном куске и в янтаре, говорят, есть столь большая сила, что она привлекает к себе кольца, солому и прутья, то насколько больше Господь мог привлекать к Себе из всех творений именно тех, которых пожелал" (Блаженный Иероним Стридонский).
После призвания, согласно Луке, Матфей устроил для Господа (и его учеников) пир ("большое угощение"), на котором присутствовало множество других мытарей (Лук.5:29). Пир говорит о щедрости Матфея и, видимо, о его желании предоставить шанс спастить товарищам-мытарям. Евангелист, похоже, надеялся, что с другими мытарями произойдет то же, что и с ним. Однако этого не было. Господь посчитал достойным призвания одного Матфея и никого другого.
4. Евангелие. Об авторстве первого канонического Евангелия свидетельствует известный церковный историк Евсевий Кесарийский в своей "Церковной Истории". По Евсевию, автором однозначно является Матфей. Историк пишет: "
"Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же и к другим народам, вручил им своё Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен себя своё Писание" (Евсевий Кесарийский. Церковная история, III, 24,6).
Помимо Евсевия, о Матфее-авторе говорит известный церковный автор Папий Иерапольский, святитель Ириней Лионский, а также блаженный Иероним Стридонский (последний признавался, что видел оригинальный текст Евангелия в кесарийской библиотеке, собранной святым мучеником Памфилом.
Матфей написал Евангелие в Иерусалиме в период с 41 по 55 г. н. э. Основной темой произведения он сделал жизнь, проповедь и чудеса Иисуса Христа.
5. Апостольский жребий. Согласно все тому же Евсевию Кесарийскому, апостолы по Вознесении Господнем метали жребий, кому в какой стране проповедовать. Бог посредством жребия послал Андрея в Скифию, Фому - в Индию, а Матфея - в Эфиопию. Существует апокрифическое "Мученичество святого Матфея" (V в.), написанное на эфиопском языке. В этом "Мученичестве.." действие происходит в Эфиопии, скорее всего, в Аксумском царстве.
Читайте также другие статьи:
Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?
Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа
7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа
Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".