Архип Иванович Куинджи славился умением заставлять краску сиять на холсте, что порождало много вопросов и легенд о том, как он этого достигает. Художник света – так называли Куинджи современники.
Лунная ночь на Днепре – одно из самых прославленных его произведений. Для этой картины даже организуют персональную выставку, т.е. в выставочном зале вывесили только ее. Для второй половины девятнадцатого века это незаурядное событие, ведь тогда даже персональные выставки были редки. Тем не менее, за две недели в Санкт- Петербурге ее посетили больше тринадцати тысяч человек.
Картина производила на людей ошеломляющее впечатление. Илья Репин в своих воспоминаниях писал, что люди, увидевшие «Лунную ночь на Днепре», выходили из зала в молитвенном молчании, со слезами на глазах.
Как же Куинджи создавал эффект свечения на картине, если не подмешивал в краску фосфор и не использовал другие хитрые технические приемы своего времени?
Художник интересовался всеми техническими новинками, знал оптические законы, физику света и цвета, дружил с химиком Менделеевым, и с физиком Петрушевским.
В своей работе Куинджи использовал очень интересный прием: он взял жесткую сухую кисть и процарапал бороздки вдоль реки, по лунной дорожке, пока масляная краска еще не успела просохнуть. Что же это дало?
Это создало эффект голограммы. затянули черным бархатом. При этом на картину падал луч света от лампочки Яблочкова. Благодаря грамотно продуманному окружению, рождалось ощущение движения и мерцания света.
Так же стоит отметить, что в картине был применен излюбленный прием художника – вид с высоты птичьего полета. Это дало ощущение пространства.
После смерти Куинджи его ученики обнаружили несколько вариантов картины "Лунная ночь на Днепре", один из которых и представлен сейчас в Третьяковской галерее.