Найти тему
Олиса makeup

Битва за кубок первенства: Белая Колдунья и Снежная королева

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, читая книгу или смотря фильм, что Джадис, Белая Колдунья из «Хроник Нарнии», чем-то похожа на Снежную королеву Андерсена? Вот она сидит на троне в своем ледяном дворце, а вот искушает Эдмунда сладостями и обещаниями сделать его королем, заманивает в свою повозку, запряженную северными оленями, и увозит в ледяное царство.

Ничего не напоминает? Но давайте начнем сначала.

Внешность и статус

Итак, сходство видно уже в имени персонажей. Снежная королева естественно связана с зимой, а белый – неотъемлемый цвет этого времени года. Андресен уже наделяет персонажа особым статусом, показывая размер ее власти – она королева.

-2

Джадис в Нарнии все знают как Белую Колдунью. Белая она не только потому, что связана с морозом и зимой, но и из-за своего внешнего вида. В прошлом съев волшебное яблоко из нарнийского Сада Джадис обретает бессмертие, но отдает плату за это обретение – ее кожа становится белой, а злоба, живущая в ее сердце, приносит вечные страдания. И воспринимают ее в первую очередь как Колдунью, существо, наделенное магической силой. А ее королевский статус до конца не подтвержден.

-3

К слову, о статусе. Джадис называет себя потомком гигантов, а также Адама и его первой жены Лилит, что безоговорочно должно сделать ее претенденткой на трон. Однако в пророчестве сказано, что на трон могут взойти два сына Адама и две дочери Евы, они же и свергнут незаконное правление Белой Колдуньи.

-4

Библейские аллюзии

Если в образе Снежной королевы Андерсена усматриваются больше отсылки к скандинавской мифологии (читайте предыдущую статью), то в контексте образа Белой Колдуньи совершенно очевидны библейские и евангельские аллюзии. В еврейской демонологии Лилит – это злой дух женского рода. Считалось, что это демонологическое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь.

-5

В некоторых апокрифических текстах, то есть неподлинных религиозных произведениях, Лилит упоминается как первая жена Адама. Кстати сказать, библейские мотивы, связанные с образом Снежной королевы, есть и у Андерсена. Помните зеркало, которое разбили тролли? Это не просто художественный образ, а целая метафора. В этом зеркале ученики тролля хотели отразить самого Бога. Да, они просто шутники, но смысл этой шутки куда глубже, чем просто глупость и недалёкость этих маленьких зловредных существ.

-6

Отразить Бога – значит создать подобного Ему, но в искажённом варианте, а это уже лжеучение. Как мы помним, у Снежной королевы во дворце было свое условное зеркало – Ледяное Озеро, оно тоже способно отражать наш мир и делить его на рациональную сторону – смерть, и божественную – жизнь. Так что и в мире Снежной королевы присутствуют черты демонические.

Воительница и гордая владычица

Что же делают эти две героини для достижения собственных целей? Снежная королева пришла за тем, в чей глаз попал осколок зеркала. Она забрала к себе мальчика, уже познавшего мир в ином свете. Властная, неприступная и бесчувственная, она привезла Кая в свой Ледяной Дворец, чтобы научить его пребывать в той самой вечности, в которой пребывает сама.

-7

Все-таки история Андерсена – это история о душе человека, способной воспринимать наш мир таким, каким его сотворил Бог, не пытаясь рационализировать. На фоне Снежной королевы Белая Колдунья предстает героем с четкой и понятной предысторией и вполне конкретными целями. Она женщина-воительница, искусительница и обманщица. Подобно Снежной королеве она очаровывает Эдмунда и увозит его на санях в свой Ледяной Дворец.

-8

Все это так, но прототипом Белой Колдуньи послужила не только Снежная королева. Есть версия, что Льюис ориентировался на роман «Королева фей» Эдмунда Спенсера. Спенсер, кстати, в своем повествовании придерживался метода аллегорий, который так нравился Льюису, автору «Хоник Нарнии».

-9

Одна из героинь Спенсера, Дуэсса, обольстительница и обманщица. Белая Колдунья пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом. Совпадение с образом Дуессы можно найти и в других деталях: например, бубенцы на санях Колдуньи. Совпадают и некоторые фрагменты общего сюжета произведений.

-10

Кстати, у Джадис есть волшебная палочка, с помощью которой Колдунья превращает всех живых в камень. Эта ее способность интересная метафора чёрствости, "каменного сердца", как мы иногда говорим. Белая Колдунья, как и Снежная королева вводит живых в состояние неподвижности и как будто бы вечного сна.

-11

Итак, Белая Колдунья становится обладательницей многих черт Снежной королевы Андерсена. Вместе с этим героиня Льюиса самобытна и во многом интересна как совершенно отдельный персонаж, оторванный от контекстного поля произведений Льюиса. Так или иначе, любое нововведение априори является интерпретацией. И наш случай не исключение.