Каждый год в сети мелькают новости с озера Вуокса: где-то леща Трофейного больше 3 кг поймали, или судака хорошо половили, пусть не трофейного, хотя изредка бывает и такой, но достойного, от килограмма до полутора в среднем. И щука ловится вполне приличная, а порой и очень крупная, если не облавливать тростник, как все, а изучить карту глубин в навигаторе и, прибыв на место, уточниться с помощью зимнего эхолота.
И даже окунь, про которого многие думают, что он на озерах Карельского перешейка выродился в откровенную мелюзгу, здесь ловится по 30-50 г, и нередко проскакивают полосатые по 150, а то и больше, до 400 г. Отпускать мелочь и отфильтровать пару десятков приличного окуня на уху и сковородку вполне реально. Самое главное, что эти отчеты - от уважаемых людей, которых все давно и хорошо знают, которые просто так языком трепать не будут.
Самое крупное озеро Карельского перешейка, возле которого городок Приозерск, в длину, если измерять от реки Вуокса, впадающей в Ладогу (и постоянно пополняющей рыбные запасы озера), и до поселка Горы на противоположной стороне, получается больше 20 км. А если учесть, что на больших открытых плесах есть много мест, где глубины под 10 м, а есть и участки с глубиной за 10 м, то становится понятно, почему несмотря на все усилия браконьеров рыба достойных размеров в озере сохранилась.
Мое настоящее знакомство с озером Вуокса началось с ночлега с двумя товарищами у местного мужичка. До этого я рыбачил там не первый год, но, как позже выяснилось, мало что про озеро знал. В деревнях народ запросто пускает переночевать, если на дворе выходной и базы заполнены.
Стоит это гораздо дешевле, чем на базах, и может принести много пользы, если правильно себя вести. У деревенских считается естественным пригласить вписавшегося на ночлег рыболова ужинать. Им про город интересно, ведь оттуда до Питера на общественном транспорте часа три. А рыбаку, понятное дело, интересно озеро.
После не помню какой по счету рюмки самогонки под хорошую домашнюю закуску хозяин дома возмутился: "Это кто тебе сказал, что у нас судака выбили? Одна мелюзга, говоришь, ловится? Места надо знать! Короче, пацаны, завтра вместе на рыбалку. Я вам на деле все покажу и докажу". Пацанами он еще мог теоретически называть меня и одного из моих товарищей, а третий в нашей компании был старше хозяина дома. Но ни слова поперек говорить никому и в голову не пришло - ведь на завтра обещан судак. Может, понты, а может, и правда...
Спали мало: то собака во дворе почему-то залает, то по скрипучему деревянному дому кто-то в уборную идет, а задолго до рассвета разорался во все горло петух в сарае рядом с домом. Я давно знал, что крик петуха на рассвете - фейк, он кричит, когда хочет. Но этот горлопан достал капитально, так его и растак... Однако, энергии у нас было достаточно, а хозяин и вовсе оказался бодр, как огурец, он-то к этим деревенским шумам привык и спал преспокойно.
Он там подрабатывает доставкой на лед, поэтому у него во дворе снегоход с большими грубо сколоченными деревянными санями на прицепе. Нам к такому было не привыкать, мы уж полезли было в сани, но тут деревенский житель неожиданно проявил знакомство с техническим прогрессом. "Навигаторы сдать на время рыбалки!" - скомандовал он и подставил открытый рюкзак. Пришлось сдать, а они были у всех троих. Увидев наше послушание, наш рулевой слегка извинился: мол, поймите меня правильно, мужики, но я не хочу, чтобы через неделю на моей точке пол-Питера было. Что ж, он прав. Не зная нас, стоило принять меры предосторожности.
Накануне днем и всю ночь шел мягкий пушистый снег. Было тепло, что-то около минус 3-5, и почти без ветра. Когда видавший виды Буран разогнался, наши сани накрыло словно белоснежной занавесью из снега. Мы совершенно не понимали, куда нас везут. Предположить скорость снегохода советских времен было сложно, особенно с учетом прицепа в виде саней с тремя пассажирами.
Снегоход мягко остановился. Снежная завеса опустилась, и я увидел вокруг широченный открытый плес. Хотя хорошо знаю озеро, далеко не сразу понял даже примерно, где мы. Лишь потом вдалеке опознал вход на мой "домашний" плес между островов. А хозяин без лишних слов продырявил лунку видавшим виды "Ленинградским" ледобуром, повесил какой-то бюджетный балансир и начал играть. Я понял, что надо не терять времени на изучение окрестностей, и тоже сделал первую лунку.
Счет открыл один из моих товарищей. У меня было лишь две холостых поклевки, но потом я подобрал приманку, и удачно подсек клыкастого явно за килограмм. Тот случай, когда измерять длину судака, чтобы убедиться, что есть положенные 40 см, не требуется - в нем было явно больше.
За утреннюю зорьку мы поймали каждый по несколько клыкастых, ни один не больше 2 кг, хотя ради одного из экземпляров и пришлось доставать весы. До двушки не дотянул, но не хватило чуть-чуть. А в основном килограмм - полтора. Не бог весть какие трофеи, скажет кто-то, специалист по Финскому заливу до дамбы. Где судака в шутку, в которой лишь доля шутки, сами судачатники называют керосиновым.
А я добавлю: мы ловили на точке, где до ближайшего человека было километра два. Несмотря на то, что лес был не рядом, слышали пение птиц. Отпускать судака было нереально, глубина под нами была метров 8-9. Но и незачем: улов получился как раз такой как надо: на хорошую уху и несколько сковородок у каждого.
Изучая на большом домашнем мониторе новейшую карту глубин, я примерно понял, где мы были. Именно эту точку до сих пор так и не нашел, но по аналогии с ней нашел две других. Где нормальный судак тоже ловится на утренней или вечерней заре, днем делать нечего, есть риск поймать мелкого, которого после поднятия с такой глубины и отпускать бесполезно, и забирать стыдно. Днем стоит заняться окунем... впрочем, это уже тема для другой статьи.
Рыбачил Максим Перов, специально для журнала Рыбалка GROUP
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас всё получится. Удачи! 😉
P.S. Друзья, не забываем комментировать статьи, и подписываться на журнал, сейчас для нас это как никогда важно, чтобы сохранить одно из последних печатных рыболовных изданий в России - Петербургская рыбалка!