Найти тему
Из жизни инженера

Как начиналось метро (1).

Не знаю, как вы, но я люблю наше московское метро. Для меня это часть моей жизни. В годы моей юности на "Кутузовской" я брал на абордаж вагоны, когда ехал в институт. Сейчас, на старости, для меня ближайшей является "Алтуфьево". Хотя она насквозь протекшая и совсем безликая, но... она моя, что поделать.

Но как появилась идея метро? Не удивительно, что сама идея вначале появилась в Лондоне - уже с середины восемнадцатого века подземное пространство Лондона интенсивно застраивалось и копалось. На улицах города пространства больше не было.

В 1846 году была создана парламентская комиссия для оценки состояния городского транспорта. Изобретатель Джозеф Пакстон предложил проект грандиозного стеклянного путепровода, который следовало проложить по кругу над улицами и зданиями Лондона. Стеклянные аркады высотой в 36 метров должны были нести на себе рельсы для поездов и тротуары для пешеходов. Красивый проект, но бесполезный.

Был и другой - подземный проект. Вот его-то парламентская группа решила "оттестировать". Проект поручили компании Чарльза Пирсона «Метрополитен Рейулвэй» (Metropolitan Railway). Совершенно случайно он оказался солиситором Лондонской городской корпорации.

Комиссия была озабочена вентиляцией в тоннелях, но вызванные эксперты заявили, что "Подземные поездки будут краткими. Вам не понадобиться брать с собой ужин, либо корм для лошадей".

Всего лишь 14 лет спустя, в конце января 1860 года появились первые шахты и началось строительство. Линию строили открытым способом - то есть раскапывали яму, делали бетонное основание, а затем кирпичом выкладывали стены и арочные своды. При этом, примерно половина линии была открытой - проходила по поверхности.

В то время особо не церемонились. В ходе строительства было уничтожено около 1000 домов и жилья лишились 12 тысяч человек, которые не получили никакой компенсации. «Куда же они делись, сэр?» «Ну, одни ушли по Уайтчепельсколй дороге, другие подались в Севен-Дайлз, а иные оказались в Работном доме»

К осени 1861 года подземная линия была почти готова и весной 1862 года по ней проехали первые пассажиры: группа заинтересованных наблюдателей.

9 января 1863 года линия «Метрополитен» была официльно открыта. Пирсон умер за несколько недель до этого события. На церемонии открытия собралось около 700 высокопоставленных гостей, которых провезли по тоннелям в торжественной процессии поездов. Это были открытые вагоны. На конечной станции «Фаррингдон-стрит» - их приветствовали полицейские оркестры.

-2

На следующий день линию открыли для публики. Толпы были огромны. Поезда наполнялись мгновенно, что ознаменовалось криками «Мест нет!»

Происшествия были неизбежны. Из-за недостаточной вентиляции на станции «Гауэр-стрит» два человека попали в больницу. Один журналист писал, что «сравнить это можно только с давкой у входа в театр перед премьерой пантомимы». Это было чудо и зрелище, способное соперничать с любым представлением. Чем именно оно поражало людей можно узреть сегодня на пятой платформе станции «Бейкер-стрит», восстановленной в первоначальном виде.

-3

Линия «Метрополитен» оказалась весьма успешным предприятием – она перевозила до 30000 пассажиров в день. Поезда пришлось удлинить, а интервалы между ними сократить. На станциях они стали останавливаться всего на 20 секунд.

Поезда тянули паровозы уменьшенных размеров, вагоны были трех классов, причем в первом были зеркала и ковры.

Локомотивы носили титулы монархов в разных странах: «Царь», «Кайзер», «Могол» или прожорливых насекомых «Саранча», «Шершень», «Москит». Один из паровозов именовался «Плутоном» в честь бога подземного мира.

Единственный сохранившийся локомотив лондонского метро.
Единственный сохранившийся локомотив лондонского метро.

Конечно, поступали жалобы на дым и запах в тоннелях. Охранники и носильщики обратились в компанию с прошением разрешить им отращивать бороды для защиты от сажи.

Первый несчастный случай в метро со смертельным исходом произошел осенью 1864 года, когда пьяная женщина упала с лестницы на рельсы.

Успех линии «Метрополитен» побудил других строителей и финансистов взяться за сходные предприятия. Лондон охватила подземная лихорадка – было запущено 53 проекта. «Инженерный мир – сообщала "Сити-Пресс" в 1864 году – буквально обезумел на почве новых железнодорожных проектов. На собрании Института гражданских инженеров, пожалуй, чувствуешь себя словно в доме умалишённых».

Подземные транспортные компании постоянно воевали между собой из-за направления и ширины путей, но дело продвигалось.

из https://www.mirmetro.net/articles/06_london
из https://www.mirmetro.net/articles/06_london

Первые тоннели, буквально пробуравленные под землей, а не сооруженные открытым способом были сделаны в 1890 году. И поскольку вся линия проходила под землей, необходимость вагонных окон была минимальна. Их превратили в узкие щели под потолком. Считали, что окна в вагонах не нужны, а психоаналитики говорили, что пассажиры придут в панику при виде несущихся мимо стен тоннеля. К тому же это защищало от проникновения дыма и сажи от паровозов в вагон. Но никто не ограничивал курение внутри вагона.

Сиденья были покрыты мягкой обивкой, поэтому такие вагоны стали называть «палаты для буйных». В конце каждого вагона стоял служитель и объявлял название станций. Он также делал предупреждения: «Опасайтесь карточных шулеров!» «На крыше ехать запрещено!»

-6

Тоннели, проложенные в лондонской глине, вызывали ассоциацию с трубами и скоро метро начали называть "Трубой", что так и осталось до наших времен. Когда в 1900 году открылась линия «Центральная», то она стала известна как «Двухпенсовая труба» - благодаря единой цене на билеты независимо от расстояния.

Первые подземные поезда на электрической тяге были пущены в 1890 году по линии «Стоквелл». Тогда же изчезло деление на классы, что вызвало возмущение: "что лордам и леди теперь придется ездить вместе с торговками рыбой и грузчиками". Однако, если помните, у Данте - в преисподней все равны.

С уважением,

хххх

Подобрать фотографии мне помогала Википедия и Мир Метро.

Как объясняет Дзен и показывает новая монетизация - ни от автора, ни от читателей ничего не зависит, но не забывайте ставить лайки - вдруг поможет ).

Если вдруг возникнет мысль помочь автору, то вам сюда:

карта YooMoney 4048 4150 2131 6829

Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Если поделитесь где-либо, то совсем будет хорошо.

Продолжение: