Быстрое развитие искусственного интеллекта поражает, его внедряют во многие инструменты, что влечет за собой изменения в привычный уклад рабочих процессов.
И SEO — не исключение. Безусловно, ИИ уже повлиял на поисковую выдачу и приведет еще к большей трансформации процессов ранжирования. Но стоит ли впадать в панику?
Обсудили «горячую» тему с Дмитрием Жарихиным, руководителем отдела SEO маркетингового агентства Комплето.
Погубит ли искусственный интеллект SEO?
Перед обсуждением всех изменений напомним некоторые базовые моменты.
1. Сам SEO представляет собой процесс разработки определенной гипотезы, экспериментов по ее реализации, получения результата, его фиксации и масштабирования опыта при успешном исходе.
2. SEO может не бояться «атаки» ИИ. Безусловно, он будет видоизменяться, модернизироваться, но пока людям есть где и что искать, не стоит подвергать его забвению.
По поводу видоизменения.
Сейчас на пике популярности search experience optimization (SXO — союз SEO и UX, который делает сайт релевантным ожиданиям его посетителей, что касается содержимого, внешнего вида и функциональности) и answer engine optimization (AEO, процесс оптимизации контента по отображению конкретных его фрагментов по определенным запросам пользователей).
Уже этот факт подтверждает, что сеошники не останутся без работы даже в эпоху искусственного интеллекта.
Делимся чек-листом, с помощью которого вы сможете проверить юзабилити своего сайта на распространенные ошибки и не только (!).
3. Стоит помнить, что основная задача SEO — привести больший трафик и получить лучшее ранжирование. Разумеется, по сравнению с конкурентами;
4. Но «волшебного рецепта» для этого нет. Все процессы, в том числе и работа по сайту, зависят от сферы бизнеса и его особенностей по продукту, аудитории, ограничениям и т.д. И, конечно, от действий конкурентов;
5. Основные факторы ранжирования в Яндексе — контент (текстовые факторы) и поведенческие факторы, тогда как в Google это также текстовые факторы и ссылки.
Предлагаем изучить кейс: Рост коммерческого трафика на 43%: SEO без волшебной таблетки
Хотим отметить, что поисковые системы уже давно «юзают» в процессах искусственный интеллект. С его помощью они:
- анализируют поисковые запросы пользователей. Это необходимо для четкого понимания предмета поиска и намерений аудитории;
- отслеживают взаимодействие людей с выданными результатами поиска;
- учитывают и оценивают новые типы контента: видео, аудио, интерактивный. Например, ранее специалисту, размещаемому рекламный баннер, было необходимо прописывать тег alt. Теперь же это действие не обязательное, ведь ИИ способен «прочитать» его содержимое;
- более эффективно персонализируют результаты выдачи;
- фильтруют спам и некачественный контент.
Контент от ИИ
А вот как относятся поисковые системы к контенту, созданному с помощью искусственного интеллекта?
Делимся выдержкой из правил Google поиска в отношении контента от ИИ:
Можно сделать определенный вывод: поисковая система на первое место ставит качество и надежность материала, а вот кто его написал — не так важно.
Создание интересного контента для B2B-аудитории — еще та «головная боль». Как ее облегчить, мы писали здесь.
И, конечно, наша команда тоже следит за трендами, поэтому мы ставили эксперимент с ChatGPT, надеясь создать с ее помощью материал для клиента. Делились полученными инсайтами в этой статье. Спойлер: ИИ никогда не заменит эксперта.
Количество растет, а качество ухудшается
Будем честными, появление искусственного интеллекта привело к увеличению объема контента, но при этом к сильному снижению его качества.
К сожалению, многие создают материал только ради его наличия, не думая о качестве и пользе для аудитории. А, как мы уже говорили выше, поисковые системы фильтруют некачественный контент, чтобы пользователи видели в выдаче только релевантные их запросу и верные результаты.
Вспомним факторы оценки контента:
- E-E-A-T — expertise (экспертность), experience (опыт), authoritativeness (авторитетность) и trust (достоверность);
- оригинальность;
- репутация сайта и бренда.
Так что поисковые системы вскоре столкнутся с таким «подводным камнем» — огромным объемом данных для обработки, растущим «не по дням, а по часам» (количеством контента, сайтов и т.д.), а компании, соответственно, с:
- более сложными алгоритмами поисковых систем, ведь увеличивается количество некачественных материалов, следовательно, проверка будет все тщательнее;
- повышением качества анализа контента со стороны поисковых систем.
Прогнозы на 2024 год
Какие-то глобальные изменения в недалеком будущем не ожидаются. Но, безусловно, надо наблюдать за обновлениями поисковиков.
У Google ссылки так и остаются на «пьедестале».
А вот у Яндекса, вероятно, уменьшится значимость поисковых факторов выдачи, ведь это своего рода баг алгоритма поисковой системы. Яндекс в курсе нюанса и делает все для устранения проблемы.
Но не все так просто. Если снизится влияние каких-то факторов, на замену придут другие, например:
- коммерческие;
- поисковые на самом сайте (не забываем об юзабилити и пользовательском опыте на площадке);
- ссылки;
- репутация бренда и отзывы вне сайта.
И можно быть уверенными, что качество контента будет иметь практически решающую роль, притом независимо от формата и вида.
Делимся кейсом:
SEO-продвижение в сложной тематике: +100% трафика за 7 месяцев
Готовимся и адаптируемся
Чтобы также эффективно использовать SEO и привлекать органический трафик, подстройтесь под изменения и лучше:
- автоматизируйте по максимуму рабочие процессы и используйте ИИ. Поручив искусственному интеллекту рутинные задачи, сэкономите время специалистов, а они в свою очередь его потратят на обработку более сложных и творческих процессов.
Допустим, с помощью ChatGPT можно «готовить» мета-данные для страниц, но не забывая о необходимости контролировать процесс.
- используйте возможности ИИ для анализа, например, ЦА. Полученные результаты можно использовать для оптимизации продвижения;
- усиленно работайте над контентом: обновляйте и актуализируйте, удаляйте то, что невозможно обновить, следите за соответствием материалов сайта потребностям и запросам ЦА.
Провести SEO-аудит своего сайта и проверить его пункт за пунктом можно с помощью нашего бесплатного чек-листа.
Чат-боты на страже интересов пользователей
Именно чат-боты могут внести кардинальные изменения в поисковые процессы.
В частности, эта технология полезна пользователям, поскольку с ней поиск:
- естественный и удобный. Пользователь не вбивает запрос в поисковую строку, а задает чат-боту, притом с использованием «живых» и привычных формулировок, и не ограничивает себя словосочетаниями;
- персонализированный. Чат-бот предоставляет релевантную информацию, используя информацию о пользователях;
- полезный. С чат-ботом пользователь может решить более сложную задачу, чем поиск материала. Например, записаться к врачу или забронировать авиабилет.
Яндекс и Google используют инструмент, и по нашему мнению, в ближайшем будущем его ждет активное развитие.
SEO: важные нюансы, которые стоит учитывать
Поговорим о тенденциях развития SEO, заслуживающих особого внимания:
- Трафик RU-сегмента аккумулирован в Яндексе, и в обозримом будущем это не поменяется.
Планируя продвижение, учитывайте не только это, но и структуризацию SERP в нише вашего бизнеса по нужным поисковым запросам.
Напомним, что SERP — это страница, которую видит пользователь после введения поискового запроса. Она состоит из органических результатов, коммерческой выдачи, быстрых ответов, связанных запросов (запрос пользователя с уточнением), ссылок для переходов на страницы. Как монополизировать поисковую выдачу и зачем, можете прочитать здесь;
- искусственный интеллект влияет на ранжирование, и от этого никуда не деться. Объем контента увеличивается, но его качество заметно ухудшается. Стоит помнить о факторах оценки контента, делать материал уникальным и оригинальным;
- объем данных увеличивается, что приводит к повышению сложности алгоритмов поисковых систем. Необходимо действовать на опережение конкурентов, делать контент лучше, качественнее, интереснее и нести больше пользы аудитории;
- надо не бояться технологичности, а, наоборот, «дружить» с ней: использовать искусственный интеллект для создания контента, анализа действий пользователей и т.д. Так вы освободите ресурсы, которые сможете направить на решение более специфических и сложных задач.
Дарим максимальную полезность: Ultimate справочник по SEO-оптимизации, который представляет собой максимально подробную инструкцию по оптимизации сайта.
Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.
До связи!