Сегодня — немного о Ту-95. О том, какие машины этой большой семьи сейчас летают и что они умеют — я рассказывал в статье, благо с двумя типами из трёх меня крепко связывали рабочие узы:
Все модели можно упрощённо разделить на две больших группы: В и ВП. Самолёты В — старые модели, созданные в середине прошлого века, у них старое оборудование, характерные для тех лет чёрные приборные доски, у некоторых — двигатели НК-12МВ... Сюда относятся Ту-95М, ракетоносцы Ту-95К разных модификаций, разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, отсюда же растут ноги у пассажирского Ту-114 и «русского АВАКСа» Ту-126. Работать на них мне, конечно, не доводилось, сейчас они стоят лишь в музеях.
ВП — самолёты проектов 1970 — 1980 гг., о которых и рассказывает статья выше. Это ВП021 — ракетоносец Ту-95МС, ВПМК — противолодочник Ту-142МК, ВПМР — ретранслятор Ту-142МР. У этих самолётов уже более мощные двигатели НК-12МП, доработанные носки крыла, новое оборудование — например, пилотажно-навигационный комплекс РУМБ, и как черта «современности» — приборные доски изумрудного цвета.
Почему я о них вспомнил? Не так давно у отечественного производителя моделей «Звезда» вышла модель Ту-95МС, а у меня уже много лет лежит старая, названная просто Ту-95 — как обычно, нет времени собрать... Однако чтобы оценить и сравнить две модели — необязательно их собирать. Сравним?
Итак, «Звезда» масштаба 1:144, Ту-95 (артикул 7015) и Ту-95МС (артикул 7038):
Коробки, как видим, по размерам один в один, что наводит на мысли — может, и модели почти одинаковые? Вскрываю, светло-серый — 7015, тёмно-серый — 7038:
Как видим, топология моделей совершенно разная — у Ту-95 фюзеляж «распилен» по СГФ (строительной горизонтали фюзеляжа), а у МСа — по ПСС (плоскости симметрии самолёта), говоря медицинским языком — саггитально. Кладём нос к носу — сразу видны различия:
Хвостовые части тоже сделаны по-разному — у модели 7015 она отъёмная, длины фюзеляжей разные:
Крылья тоже разделаны совершенно по-разному:
В общем, модели однозначно разные, друг в друга их пытаться конвертировать чревато, а более подробный разбор... Как говорили во времена бесплатных дополнений для симуляторов: выйдет, когда разработчик доделает. Сейчас же вернёмся к реальным самолётам и установим, какой из них воплощён в модели 7015. А это явный Ту-95РЦ — с «брюхом» радиолокатора нижнего обзора выпускались лишь ВРЦ и ВПМК, вот ВРЦ:
«Брюхо» чётко видно ещё на первом снимке открытых коробок. Как работают радиолокационные станции — в статье III:
А как различить РЦ и МК? Самое очевидное — по кормовой кабине, на ней видны огромные каплевидные блистеры (полусферические боковые окна), ибо в кормовой кабине работают два человека. Блистеры в комплекте есть:
А у Ту-142МК в кормовой кабине работает одинокий КОУ — командир огневых установок, блистеров нет. Плюс у РЦ «брюхо» точно под центропланом, а у МК выглядывает чуть вперёд от крыла.
Так что в коробке именно разведчик, хотя на коробке написано «бомбардировщик»:
А что же с моделью 7038? Точно ВП021? Точно. Взглянем на старый-престарый Ту-95М:
Нет ни «брюха» как у ВРЦ, ВПМК и ВПМР (правда, у ВПМР это уже целый «нижний горб»), ни «бороды», как у ВП021 и ВПК-22. Вот, кстати, Ту-95К-22:
У него уже есть «борода» обтекателя РЛС под кабиной, но, во-первых, она площе и шире, чем у Ту-95МС, во-вторых, снова видны блистеры на корме, а у МСа их нет. Так что коробка модели 7038 точно соответствует содержимому. И да, если что — вот чек, меня попросили их заказать, так что не реклама:
Другие публикации канала:
В одну реку не войти... Дом лётчика Мациевича
Цикл о Ту-154, статья 17. Откуда в двигателе самолёта радиация?
Краткий обзор электровоза KZ8A (видео)
Рама коренных подшипников дизеля ОМ642 (ролик)
P. S. А откуда у меня тут медицинский термин? Всё просто, если бы я не стал инженером — то стал бы врачом. А сейчас просто читаю медицинские каналы, например, небольшой, но культурный «скорый» канал ЛАПА:
Между прочим, там есть кошка.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—