Найти тему
Фёдор Борисов

Хатанга. Догоняя полярную ночь.

Главная идея поездки была проста - надо было изловить полярное сияние на аэродроме. Лучшей точки чем Хатанга, стоящая на 72-ой параллели (на 3 градуса севернее Мурманска) придумать тут сложно и кроме того место само довольно притягательное - Таймыр. Кроме того в местном аэропорту завершили оформление нового терминала - в прошлый раз я его видел ещё без графики. В общем поводов накопилось достаточно и пора собираться в дорогу ))

1. Которая начинается из Красноярского аэропорта, откуда Як-42 КрасАвиа стартует в направление Хатанги. Путь неблизкий - немногим менее 2000 км.
1. Которая начинается из Красноярского аэропорта, откуда Як-42 КрасАвиа стартует в направление Хатанги. Путь неблизкий - немногим менее 2000 км.
2. При беглом взгляде на фотографию вам может показаться, что за нами остаётся один аэропорт с двумя ВПП. Вон и КДП возвышается почти посередине. Но на самом деле это два совершенно разных аэропорта - Черемшанка (ближе) и Емельяново в Красноярске. Второй - основной аэропорт города (откуда мы и вылетали), первый - для местных авиалиний и небольших самолётов. Удивительно не только их близкое соседство, но и то, что диспетчерская вышка у них действительно общая.
2. При беглом взгляде на фотографию вам может показаться, что за нами остаётся один аэропорт с двумя ВПП. Вон и КДП возвышается почти посередине. Но на самом деле это два совершенно разных аэропорта - Черемшанка (ближе) и Емельяново в Красноярске. Второй - основной аэропорт города (откуда мы и вылетали), первый - для местных авиалиний и небольших самолётов. Удивительно не только их близкое соседство, но и то, что диспетчерская вышка у них действительно общая.

Рейс у нас вышел не совсем обычным. Точнее как раз наоборот - для местных краёв вполне обычный, но непривычный глазу рядового российского путешественника. "Северный завоз" работает постоянно и пассажирский Як-42 превращён в грузо-пассажирский.

3. В этот раз самолёт взял с собой около 40 человек пассажиров и 6 тонн самого разнообразного груза.
3. В этот раз самолёт взял с собой около 40 человек пассажиров и 6 тонн самого разнообразного груза.
4.
4.

И вот мы в Хатанге.

5. По прилёту вокруг самолёта много всяких работ, что бы разгрузить его оперативно. Через пару часов свежие продукты уже появятся в местных магазинах. Да, на фото 3 часа дня. В этот день солнце впервые после более чем двух месяцев ночи показалось над горизонтом, но лишь на минуты и оно уже давно спряталось за горизонт.
5. По прилёту вокруг самолёта много всяких работ, что бы разгрузить его оперативно. Через пару часов свежие продукты уже появятся в местных магазинах. Да, на фото 3 часа дня. В этот день солнце впервые после более чем двух месяцев ночи показалось над горизонтом, но лишь на минуты и оно уже давно спряталось за горизонт.
6. Расположение груза в салоне хорошо видно по (не)светящимся иллюминаторам.
6. Расположение груза в салоне хорошо видно по (не)светящимся иллюминаторам.
7. Пока идёт разгрузка самолёт готовят к обратному рейсу.
7. Пока идёт разгрузка самолёт готовят к обратному рейсу.
8.
8.
9. Посадка пассажиров. О дне напоминает лишь узкая полоска света над горизонтом.
9. Посадка пассажиров. О дне напоминает лишь узкая полоска света над горизонтом.
10. У Як-42 свой собственный трап, что делает его эксплуатацию очень удобной для работы на северах.
10. У Як-42 свой собственный трап, что делает его эксплуатацию очень удобной для работы на северах.
11. Все на борту, включая экипаж.
11. Все на борту, включая экипаж.
12. На улице -39, так что двигатели запускаются с облаком.
12. На улице -39, так что двигатели запускаются с облаком.
13.
13.
14. Назад в Красноярск.
14. Назад в Красноярск.
15. Аэропорт, на котором остаются одни вертолёты (без которых на севере никуда) постепенно засыпает. Ми-8 КрасАвиа.
15. Аэропорт, на котором остаются одни вертолёты (без которых на севере никуда) постепенно засыпает. Ми-8 КрасАвиа.
16. Ми-8 авиакомпании Арктика под полной луной.
16. Ми-8 авиакомпании Арктика под полной луной.

Впрочем, если возникла необходимость - аэропорт легко может проснуться. Возникла необходимость слетать за больным ребёнком в Попигай - небольшое село в трёх сотнях километров от Хатанги.

17.
17.
18. Сам аэродром Хатанги по площади больше, чем посёлок. Длиннее его, по крайней мере. Полоса тут 2704 метра - достаточна для того, что бы принимать самолёты большинства типов.
18. Сам аэродром Хатанги по площади больше, чем посёлок. Длиннее его, по крайней мере. Полоса тут 2704 метра - достаточна для того, что бы принимать самолёты большинства типов.
19. Вид на Хатангу на посадке.
19. Вид на Хатангу на посадке.

О полёте на санзадание за больным малышом можно посмотреть в очерке "Скорая вертолётная помощь": https://dzen.ru/a/ZcoOLn0dpik4nNOM

Пройдёмся по аэропорту коротким полярным днём.

20. Полоса 24.
20. Полоса 24.
21. ВПП в Хатанге довольно "горбатая", что создаёт некоторые трудности при посадке и требует от лётчиков квалификации и внимания.
21. ВПП в Хатанге довольно "горбатая", что создаёт некоторые трудности при посадке и требует от лётчиков квалификации и внимания.
22. Торцевые огни ВПП.
22. Торцевые огни ВПП.
23. А вот и солнце даёт о себе знать - там где оно ещё прячется - над горизонтом ползёт яркий световой столб.
23. А вот и солнце даёт о себе знать - там где оно ещё прячется - над горизонтом ползёт яркий световой столб.
24. Церковь Богоявления Господня на сегодня третий по "северности" православный храм в мире. А лет 10 назад был самым северным. О самом посёлке я постараюсь тоже сделать небольшой очерк.
24. Церковь Богоявления Господня на сегодня третий по "северности" православный храм в мире. А лет 10 назад был самым северным. О самом посёлке я постараюсь тоже сделать небольшой очерк.
25. А вот и само солнце!
25. А вот и само солнце!
26.
26.
27. Посмотрим на терминал аэропорта. Слева новый, сзади, "задрапированный" старый, недействующий.
27. Посмотрим на терминал аэропорта. Слева новый, сзади, "задрапированный" старый, недействующий.
28. Сразу за терминалом стоит гостиница Mamont Inn - идти туда метров 50. Удобно. Впрочем, в Хатанге всё близко.
28. Сразу за терминалом стоит гостиница Mamont Inn - идти туда метров 50. Удобно. Впрочем, в Хатанге всё близко.
29. Терминал, как и все остальные аэровокзалы Аэропортов Красноярья имеет оригинальную окраску. Типовые модульные здания сами по себе практичные, но довольно скучные, а так каждый аэропорт получил своё собственное лицо. Причём Хатанга получила лицо в прямом смысле ))
29. Терминал, как и все остальные аэровокзалы Аэропортов Красноярья имеет оригинальную окраску. Типовые модульные здания сами по себе практичные, но довольно скучные, а так каждый аэропорт получил своё собственное лицо. Причём Хатанга получила лицо в прямом смысле ))
30. Таймырские сюжеты.
30. Таймырские сюжеты.
31. Знаменитые местные овцебыки.
31. Знаменитые местные овцебыки.
32. Аэродром неплохо оснащён в плане аэронавигации, что для севера очень важно.
32. Аэродром неплохо оснащён в плане аэронавигации, что для севера очень важно.
32а. Приводной маяк на берегу реки Хатанга.
32а. Приводной маяк на берегу реки Хатанга.
33. Топливная база. Выглядит мощно, хотя на сегодня используется, конечно, не вся.
33. Топливная база. Выглядит мощно, хотя на сегодня используется, конечно, не вся.
34. Ворота базы остались от советского Аэрофлота.
34. Ворота базы остались от советского Аэрофлота.
34а. За пожаркой дремлет старый Ан-26 в красной полярной раскраске - он уже не летает, на нём тренируются пожарные.
34а. За пожаркой дремлет старый Ан-26 в красной полярной раскраске - он уже не летает, на нём тренируются пожарные.
34б. Ещё из нелетающих артефактов, тоже полярных. Их в Хатанге, кстати, осталось сравнительно немного.
34б. Ещё из нелетающих артефактов, тоже полярных. Их в Хатанге, кстати, осталось сравнительно немного.

Впрочем, пора перейти к главной цели поездки - соединить вертолёты и полярные сияния. Сияния я неплохо поснимал в начале января в Мурманске (каюсь, историю зажал - но как дойдут руки непременно сделаю), но там не было вертолётов. Восполнить этот досадный пробел предполагалось в Хатанге, где вроде бы совпали благоприятные прогнозы погоды и электромагнитных бурь. И прогнозы не подвели, хотя сияние оказалось скромнее ожидаемого, а чистое небо было лишь в одну ночь. Впрочем - этого хватило:

35.
35.
36.
36.
37.
37.
38.
38.
39.
39.

Вот такая красота.

Но ночь заканчивается, начинается новый день.

40. Пора лететь назад.
40. Пора лететь назад.
41. Но не тут-то было - поднимается ветер. Причём и в Хатанге он сильный, а в Норильске такой, что самолёт к нам даже не вылетел. Ждём следующего дня.
41. Но не тут-то было - поднимается ветер. Причём и в Хатанге он сильный, а в Норильске такой, что самолёт к нам даже не вылетел. Ждём следующего дня.

А он дарит хорошие вести - самолёт летит в Хатангу.

42. Ночью прошёл снегопад и аэродром готовят к прибытию - чистят полосу.
42. Ночью прошёл снегопад и аэродром готовят к прибытию - чистят полосу.
43. Солнце уже поднимается повыше над горизонтом. Правда сегодня облачно.
43. Солнце уже поднимается повыше над горизонтом. Правда сегодня облачно.
44. Ан-26-100 КрасАвиа прибывает в Хатангу.
44. Ан-26-100 КрасАвиа прибывает в Хатангу.
45.
45.
46.
46.
47. С Таймырским приветом!
47. С Таймырским приветом!
48.
48.
49. И тут тоже долгожданный груз.
49. И тут тоже долгожданный груз.
50. Самолёт заправляют.
50. Самолёт заправляют.
51. И осматривают.
51. И осматривают.
52.
52.
53.
53.
54. Посадка на борт.
54. Посадка на борт.
55. Мы поднимаемся над гостеприимной Хатангой...
55. Мы поднимаемся над гостеприимной Хатангой...
56. ...и берём курс на юго-восток (иногда и Норильск может быть на юге), навстречу убегающему полярному солнцу.
56. ...и берём курс на юго-восток (иногда и Норильск может быть на юге), навстречу убегающему полярному солнцу.

Вот такой вот получился небольшой очерк, который был бы невозможен без замечательных людей, работающих в аэропорту Хатанга и всей авиации Красноярского края. За что им большое спасибо и как обычно буду очень рад новым встречам. А пока на этом всё и до новых историй!

PS. Всякую разную авиацию почти в ежедневном режиме можно посмотреть на моём канале: https://t.me/fyodor_aerofoto