Найти тему
Спорт-Экспресс

Изобретатель, художник, творец. Памяти Давида Бронштейна

   Давид Бронштейн. Getty Images
Давид Бронштейн. Getty Images

100 лет со дня рождения великого шахматиста.

В истории шахмат всего 17 чемпионов мира. При этом есть много прекрасных гроссмейстеров, имевших все для того, чтобы оказаться на главной вершине, но так на ней и не побывавших по разным причинам. Можно смело назвать таких игроков, как Михаил Чигорин, Арон Нимцович, Пауль Керес... Но чаще всего великие игроки, отвечая на вопрос о лучшем из лучших (без шахматной короны), называют Виктора Корчного (мог похвастаться победами сразу над десятью чемпионами мира) и Давида Бронштейна. В честь 100-летия со дня рождения Давида Ионовича вспоминаем его интереснейший жизненный путь, полный крутых поворотов.

Снял позолоту

В 1944 году 20-летний Бронштейн, воспитанник шахматного клуба киевского Дворца пионеров, дебютировал в чемпионате СССР и занял скромное 15-е место, но выиграл при этом у самого Михаила Ботвинника. Уже через четыре года Бронштейн стал чемпионом страны, а на следующий год вновь выиграл всесоюзное первенство — на этот раз вместе с другим будущим чемпионом мира Василием Смысловым. В 1949 году Бронштейн побеждает в межзональном турнире, а в 1950-м — вместе с Исааком Болеславским — в турнире претендентов. Матч между ними завершился победой Бронштейна, и в 1951 году он встретился в поединке за шахматную корону с Михаилом Ботвинником в Москве.

Это был первый матч на первенство мира, который проходил под патронажем ФИДЕ, где претендент на титул был не просто выбран по прихоти чемпиона, а прошел сито отбора, в котором опередил других, не менее достойных противников, как и мечтал Ботвинник. И надо же такому случиться, что первым претендентом оказался Бронштейн, который... в отличие от большинства своих коллег ничуть не боялся Михаила Моисеевича. После 1948 года, когда Ботвинник буквально сокрушил всех конкурентов в матч-турнире и завоевал корону, казалось, что выиграть у него в матче невозможно. Но Давид доказал обратное! Более того, играй он с самого старта так же, как в концовке матча, он наверняка стал бы новым чемпионом мира... По меткому выражению Бента Ларсена, «он снял с Ботвинника всю позолоту», за что Патриарх до конца дней считал Бронштейна своим «врагом».

Драматизма и напряжения в этом матче хватило бы на пару-тройку других. Невероятные просмотры и блестящие озарения, тонкая психологическая подоплека, сопровождавшая игру в большинстве партий, смена лидерства, рывок Бронштейна на финише и блестящий камбэк Ботвинника в решающий момент матча. После 22 партий Бронштейн был впереди: 11,5:10,5. Оставалось набрать очко в двух партиях. Решающей оказалась 23-я партия, в которой, недооценив трудности возникшего эндшпиля, Бронштейн потерпел поражение. Последняя партия закончилась вничью, и Ботвинник сохранил за собой звание чемпиона мира (12:12).

«Ботвинник играл как бульдозер, шел по центру, и соперники не выдерживали силы его умственного напряжения, его энергии. Не выдерживал точности его игры и я, он будто не фигуры двигал, а вколачивал гвозди в доску!» — рассказывал позже Бронштейн.

   Бобби Фишер. Global Look Press
Бобби Фишер. Global Look Press

Молчание Фишера

Впрочем, звание чемпиона мира Бронштейн не считал шахматной вершиной, ставя гораздо выше признанных творцов интеллектуальной игры: американца Пола Морфи и немца Адольфа Андерсона.

«Прискорбно, что первый чемпион мира Вильгельм Стейниц называл себя чемпионом мира, а не пошел на то, чтобы его называли лауреатом. Может быть, тогда в шахматах больше ценились бы красота решений, риск, фантазия и смелость, не было бы этих нудных многодневных матчей, где важно ждать ошибок соперника, не было бы незрелищных, просто неинтересных партий. Для меня титул чемпиона мира по шахматам — это что-то атавистическое. Само понятие чемпиона мира очерняет шахматы. В искусстве не может быть чемпионов. Кто для меня был чемпионом? Морфи, Андерсен — это были чемпионы. Идея шахматного первенства была предложена Стейницем, позже Ласкер сказал, что в шахматах играют не фигуры, а люди, и отношения между шахматистами превратились в отношения боксеров перед боем».

Хотя после поражения от Ботвинника Бронштейн еще предпринимал попытки побороться за шахматную корону. В 1953 году в турнире претендентов он разделил 2-4-е места с Кересом и Самуэлем Решевским, а в 1956 году в аналогичном турнире разделил лишь 3-7-е места. Чувствовалось, что пик шахматной карьеры Бронштейна, который был без пяти минут чемпионом мира, позади. В 1958 и 1964 годах он не сумел преодолеть межзональный барьер, срывался на финише соревнования. Хотя надо понимать, какие в то время у него были конкуренты. Кроме всей советской шахматной элиты, в те годы восходила звезда 11-го чемпиона мира Роберта Фишера.

«Я с ним познакомился в 1958 году на турнире в Портороже, — вспоминал в своей книге Бронштейн. — Мы сидели там за одним столиком: Голомбек, я и Фишер. Завтракали, обедали, ужинали. И так целый месяц... Мне было интересно наблюдать за Фишером, но я долго не мог понять, почему этот 15-летний парень так хорошо играет в шахматы. Бобби выглядел немного запуганным, с нами не общался, только здоровался.

Но вот однажды он нас изумил. Мы с Голомбеком за трапезой обычно оживленно беседовали. Фишер слушал, но никогда не вставлял ни слова. И вдруг его что-то заинтересовало в нашей беседе. Он встрепенулся и вежливо обратился к Голомбеку с каким-то вопросом. Не успел он закончить фразу, как я увидел чудо: покрытые как бы пленкой глаза Фишера внезапно стали раскрываться — точь-в-точь как объектив фотоаппарата, и я увидел ясные, чистые, по-детски любознательные глаза! Но если бы это было всё... После того как Голомбек исчерпывающе ответил на вопрос, Фишер сказал: «Спасибо», — и тут мы увидели то же чудо, но в обратном порядке: глаза Бобби вновь стали тускнеть, медленно покрываясь пленкой. И картина обрела исходное положение: мы по-прежнему оживленно беседовали, а Фишер молчал.

Конечно, этот случай не раскрыл мне загадку его феноменальной игры, но я понял главное: Фишеру интересно только то, что его интересует, тогда он включает свой интеллект, а до всего остального ему и дела нет! Совсем как компьютер».

Благодарственное письмо

Компьютеры всегда интересовали Давида Ионовича. В 2003 году вышла его шестая по счету книга под названием «Давид против Голиафа». В роли библейского героя в книге выступает сам классик шахмат, тогда как в роли Голиафа — компьютер, играющий в шахматы. Многие мысли Бронштейна из этой работы, без сомнения, чрезвычайно актуальны и по сей день. Ведь он был подлинным первопроходцем в игре человека против машины.

Перчатку ЭВМ Бронштейн бросил еще в 1963 году: «М-20» — так называлась первая отечественная шахматная программа. Отметим, что российский гроссмейстер был к тому же одним из самых ценных консультантов у создателей знаменитого электронного монстра IBM «Дип Сот», позже переименованного в «Дип Блю». Вот и получается, что Бронштейн заложил кирпич в монумент победы суперкомпьютера над тогдашним чемпионом мира Гарри Каспаровым (признан в России иноагентом. — Прим. «СЭ»). Отдавая дань этому факту, Каспаров спустя годы напишет к «Давиду против Голиафа» восторженное предисловие...

«Компьютеры оказались способными учениками?» — спрашивает у Бронштейна его соавтор, журналист Сергей Воронков.

И гений шахмат отвечает: «Они будоражат вашу мысль, фантазию, вынуждают думать на полную катушку, с ними не расслабишься, не сыграешь на авось. Своей игровой раскованностью, независимостью от любых шаблонов они заставили нас усомниться в незыблемости многих заученных в юности стратегических аксиом и правил... К чему скрывать, компьютеры стали хозяевами положения...»

Бронштейн — единственный в мире супергроссмейстер уровня Пола Морфи — посвятил большую часть своей жизни поискам способа борьбы с неизбежным злом, порожденным прогрессом. И вот к какому выводу он приходит:

«Наигравшись за последние годы с разными программами, я отчетливо вижу бессмысленность борьбы с компьютером «на его поле». Кому нужны шахматы, где все просчитано с аптекарской точностью, где нет места ни вдохновению, ни риску, ни фантазии?! Как ни грустно, но отец кибернетики Норберт Винер был прав: дни шахмат как интересной игры, видимо, сочтены. Но не надо винить в этом компьютер. Шахматисты сами вырыли себе яму, когда вознамерились алгеброй проверить гармонию божественной игры. Началось с кустарного «Хандбука» (первый учебник шахмат), продолжилось в поставленных на научную основу энциклопедиях и логично завершилось тотальными базами данных. Направив шахматы по электронно-вычислительному пути, мы сами отняли у себя радость творчества.

...А может быть, не все так беспросветно? Когда я, как мой любимый Дон Кихот, бросился на борьбу с компьютерными мельницами, то искренне верил, что живой мозг человека неизмеримо мощнее любого электронного монстра!»

В 2002 году специально для «СЭ» Бронштейн комментировал матч 14-го чемпиона мира Владимира Крамника против компьютерной программы «Дип Фритц» в Бахрейне и противостояние 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова с «Дип Джуниор» в Иерусалиме. Вспоминает шахматный обозреватель «СЭ» Юрий Васильев.

«Всякий раз, когда я звонил Мэтру (мы общались тогда по телефону), он говорил сперва нарочито медленно, словно разогревал свой двигатель внутреннего сгорания. Потом речь Бронштейна становилась быстрой. Затем очень быстрой. И наконец трубка начинала извергать огненный поток слов! Парадоксальные сравнения, поэтичные образы, увлекательные экскурсы в историю шахмат — это Бронштейн! Недаром Каспаров назвал его Учителем шахматного мира. Таких самозабвенных, таких тонких, таких замечательных педагогов история этой древней игры, пожалуй, не знала. А вот что писал про Бронштейна Билл Уорли, сотрудник лаборатории «Хьюлетт Паккард», в которой когда-то проходил матч Бронштейн — «Дип Сот»: «Общая линия игры и выбор планов Дэвида ясно показывают, что он сознательно экспериментировал. В лаборатории всегда находилось несколько сотрудников, и Дэвид делил свое время между собственно игрой, объяснением окружающим, какой ход он ждет от компьютера, и сообщениями, над чем сам думает в данный момент. Таким образом, он был одновременно игроком, аналитиком и комментатором — и все это за 20 минут!»

Однажды Мэтр показал мне письмо от создателей «Дип Блю» (это было после сенсационного поражения Каспарова от суперкомпьютера в 1996 году). «Знаете, вы сегодня поймаете крупную рыбу, — сказал Давид Ионович. — Вот письмо от этих ребят. Они благодарят меня за то, чему я их научил. Я играл с «Дип Блю» тренировочный матч из 16 партий. Делал это по телефону. Они пишут, что мое глубокое понимание шахмат, фантазия и интеллект (это их слова) принесли большую пользу им и их машине. И особо благодарят меня за то, что за эту работу я не попросил у них никакого денежного вознаграждения. Хорошее письмо. Хорошие ребята. Я им оставил 400 своих партий, переписанных от руки. Мы расстались друзьями».

Создатели «Дип Блю» получили 700 тысяч долларов за выигрыш матча у Каспарова, многочисленные престижные награды и премии. А «старый воин, владеющий волшебной палочкой» (так назвал его Фен Сюн Су, создатель «Дип Сот»), живущий на скромную пенсию, получил только благодарственное письмо...«

   Давид Бронштейн и Александр Толуш. Getty Images
Давид Бронштейн и Александр Толуш. Getty Images

Шахматы в массы

Несмотря на успехи в юном возрасте, Бронштейн не собирался становиться профессиональным шахматистом. Он мечтал стать математиком, строил планы на университет... Однако в последний день 1937 года арестовали отца — и он стал «сыном врага народа», с таким клеймом в личном деле о науке, высшем образовании можно было забыть. Так шахматы поневоле стали для него главным делом жизни, и он всю жизнь пытался сделать их более интересной и массовой игрой. «Сказать по правде, никогда не представлял себе, что шахматы — это нечто особенное, фантастическое, но... при этом я считал: уж коли они стали моей профессией, то мой долг — быть артистом, всемерно развивать любимое искусство!»

Так, в 1977 году он выпустил вместе с публицистом Георгием Смоляном удивительную, актуальную даже для наших дней книгу «Прекрасный и яростный мир. Субъективные заметки о современных шахматах», где в живой и непосредственной форме предсказал все, что ждет мир четверть века спустя... Гроссмейстер много говорил о кризисе жанра и о поисках зрителя, о способах, которые могут вернуть зрителя обратно в залы, — ему и в страшном сне не могло присниться, что организаторы сами изгонят зрителей и оставят игроков наедине с самими собой!

Не менее глобальные проблемы поднимал он и в своем «Шахматном самоучителе», до сих пор недооцененной книге, многие идеи которой слишком опередили свое время. У нее было второе издание, в котором Бронштейн изложил свой взгляд на саму сущность борьбы, противостояние личностей и моральный выбор, который зачастую приходится делать игрокам... Давид Ионович спорил, дискутировал, вызывал читателя на полемику — и искал ответы на вопросы, которые по-настоящему беспокоили его всю жизнь в шахматах.

Тогда же он, первым из всех крупных шахматистов, — наперекор Ботвиннику, который не признавал ничего кроме классического 5-часового контроля с откладыванием партий — заговорил об ускорении игры, введении новых форматов игры и соревнований. В нем, в отличие от спортсменов, говорил художник, творец, который прежде всего думал о тех, для кого все это делается, — о зрителях. Он, блестящий блицор, изо всех сил продвигал в массы и в элитную среду молниеносную игру, в которой превалируют эмоции, то, чего нет в медленной игре.

«Я всегда воспринимал шахматы как обмен взаимными задачами — как в школе, где приятели дают друг другу математические задачи и смотрят, кто из них решит первым!» — объяснял Бронштейн.

И ратовал за блиц и за быстрые шахматы. Намного раньше Фишера, еще в 1960-е годы, он предложил идею электронных часов и, соответственно, контроля с добавлением пары секунд на каждом ходу. Но в отличие от американца, по его идее, эти секунды не должны были накапливаться! Когда везде и всюду стали играть с «контролем Фишера», Бронштейн задавал недоуменный вопрос: «Вот, вы сделали три бессмысленных шаха — и получили дополнительное время. Но за что? При моем контроле вы не получаете время просто так, но и флаг не уроните!»

Примерно та же история с «шахматами Фишера». По сути, они тоже изобретены не им, а Бронштейном. И вновь у Давида Ионовича было интереснее. Если в Random960 игрок не выбирает позицию, а получает ее случайным образом, в «шахматах Бронштейна» вы сами определяете расположение фигур, выставляя их по очереди на 1-й линии. И сразу же два варианта — делать это в открытую или скрывать от соперника до 1-го хода!

Он предложил и играл взаимные сеансы одновременной игры на шести или восьми досках. В день 100-летия Бронштейна в таком формате Федерация шахмат России (ФШР) организует матч между трехкратным чемпионом мира по блицу Александром Грищуком и действующим чемпионом России Владиславом Артемьевым (шесть партий одновременно с контролем времени 40 минут до конца партии + 10 секунд на ход по Бронштейну).

***

Броншейтн был победителем десятков турниров. Много раз в составе сборной СССР был олимпийским чемпионом и трижды — чемпионом Европы. Но не эти достижения он считает главными.

«Я горжусь тем, что постоянно участвовал в чемпионатах Москвы. Москвичи это ценили и приходили посмотреть на меня. Я не мог отказаться играть в чемпионате города, в котором для меня пекут хлеб и водят трамваи... И мое самое лучшее достижение — это победа на первенстве Москвы 1948 года по молниеносной игре перед поездкой в Стокгольм. Потом я выиграл такой же турнир в 1952-м, когда в нем участвовала вся олимпийская сборная: Смыслов, Керес, Геллер, Болеславский, Котов. А в 1953-м я первенствовал в чемпионате Москвы по классическим шахматам, а потом в чемпионате по пятиминуткам. Выходит, я уже тогда доказал, что тратить на одну партию 7 часов не нужно...»

Неутомимый пропагандист быстрой игры и хронометража шахматной партии. Изобретатель. Выдумщик. Автор книг-шедевров. Давид Ионович навсегда останется в истории шахмат.

Никого, кроме Ботвинника, патриархом не назвали бы

«Гений. Как Эйнштейн и Леонардо да Винчи». Один из самых загадочных людей XX века

Потерять корону. Как шахматные короли слагали с себя чемпионские полномочия

«Матч столетия», перевернувший шахматный мир. Скандальная битва Спасского и Фишера

Тимур Ганеев, «Спорт-Экспресс»