Найти тему
История моды с Марьяной С.

О бантах и бантиках

Вы смотрите на своё отражение в зеркале. Всё отлично, но, кажется, чего-то не хватает. Этакого. Может, нужен бантик? Вот здесь? Или… сбоку?

У нас богатейший выбор. Можно украсить бантом волосы, шляпу, туфли, завязать соответствующим образом платок, галстук или шарф – да мало ли? В сущности, если взглянуть на историю лент, бантов и бантиков, то окажется, что за многие сотни лет не осталось, фактически, ни единой детали туалета, которую бы они в своё время не украшали – от нижнего белья и обуви до причёсок и зонтов. Шёлковые, бархатные, атласные, большие и крошечные – да, в общем, любые – банты одновременно и самый простой, а временами и едва ли не самый популярный способ украсить свой внешний вид. Так что, пока мужчина, надевая вечерний костюм, возится с галстуком-бабочкой, девочка собирает волосы в хвост и прихватывает их бантом, а мы украшаем бантами букеты и подарки, многолетняя традиция продолжается.

Портрет Анны Австрийской, супруги Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1571 (с) из коллекции музея Лазаро Гальдиано
Портрет Анны Австрийской, супруги Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1571 (с) из коллекции музея Лазаро Гальдиано

Обычно, если уж заходит речь о бантах и их роли в истории моды, то непременно вспоминают французского короля Людовика XIV (1638-1715), при котором бантами одежду усеивали буквально с головы до ног. Но Король-Солнце, прославленный авторами исторических романов, законодатель мод своего времени, всё же был далеко не первым, кому это пришло в голову.

Тысячелетиями люди использовали для скрепления различных деталей туалета шнурки, ленты и тому подобные «завязки». А как ещё завязать их (да так, чтобы потом и развязать было легко), как не бантом? Но сугубо функциональные, скромные бантики-завязки, не дающие отвалиться рукаву или упасть плащу, не так интересны. Так когда же люди додумались, что они могут одновременно служить и украшением? Довольно быстро. Банты из лент, украшающие одежду, упоминаются в текстах Джеффри Чосера, «отца английской литературы»; а согласно недавним исследованиям, даже суровые викинги и то были к ним неравнодушны.

Однако более популярными украшения из лент становятся веке в шестнадцатом. Одежду по-прежнему скрепляют завязками, но теперь те заодно и украшают наряд. Кончики шнурков иногда вставляют в узкие футлярчики из драгоценных металлов, украшенные драгоценными камнями или жемчугом, и они, эти жёсткие острые кончики своеобразных бантов, придают кокетливый вид даже строгой одежде знатных испанок.

Портрет Елизаветы I, неизв. художник, 1588, (с) из коллекции Аббатства Уобёрн
Портрет Елизаветы I, неизв. художник, 1588, (с) из коллекции Аббатства Уобёрн

А «простой», уже привычный нам бант из ткани тоже начинает своё триумфальное шествие. Как известно, королева-девственница Елизавета Английская обожала роскошные наряды. И вот на одном из самых известных её портретов, написанном в честь разгрома испанского флота, Непобедимой Армады, мы видим королеву в торжественном, призванном подчеркнуть славу победительницы, чёрно-белом костюме, буквально усыпанном жемчугом и… многочисленными красными (а на некоторых вариантах портрета – красными и голубыми) бантами. Они буквально везде – на рукавах, корсаже, юбке. Что ж, Её Величество была истинной женщиной.

Идут годы, банты всё больше входят в моду. В первые десятилетия нового, семнадцатого века, пышные, широкие рукава женских платьев в нескольких местах перехватывают шёлковыми лентами – так, чтобы получились буфы, и завязывают их пышными бантами. Такой же шёлковой лентой с бантом охватывают талию, и получается своеобразный, очень изящный пояс.

В 1630-е годы, когда в моду входят огромные отложные воротники, следящая за модой дама зачастую прикрепляла на груди небольшой яркий, или же, наоборот, тёмный бант, красиво контрастировавший с белоснежными кружевами.

Но вот настаёт эпоха, когда бант не просто украшает одежду – отныне и на несколько десятков лет он король отделки и аксессуаров. Банты везде. Они украшают одежду, обувь, причёски, мужчин и женщин… И их много. По нашим современным меркам – порой немыслимо много.

Портрет Летиции Моррисон,  Корнелис Янсенс-ван-Цейлен, 1630-е (c) из коллекции Монтакьют-хауса
Портрет Летиции Моррисон, Корнелис Янсенс-ван-Цейлен, 1630-е (c) из коллекции Монтакьют-хауса

Итак, сперва о дамах. Портреты той эпохи порою просто пестрят от бантов. Особенно это относится к француженкам и итальянкам – англичанки носят более сдержанные туалеты. А вот первые украшают бантами, причём не такими уж и маленькими – порой с ладонь размером – свои завитые в тугие локоны причёски, пышные юбки… Банты выглядывают из-под оборок, привлекают внимание к глубоким вырезам, поддерживают верхние юбки, давая возможность продемонстрировать нарядные нижние. Их носят по отдельности и целыми гроздьями, из узких лент и широких. Маленькие девочки, девушки на выданье, замужние дамы – банты украшают всех.

Но теперь банты часто носят и мужчины. До тех лет, когда банты станут исключительно дамской привилегией, ещё далеко…

Портрет Антонии Марии де Кастелламонте, итальянская школа, 1670-е, из частной коллекции
Портрет Антонии Марии де Кастелламонте, итальянская школа, 1670-е, из частной коллекции

В 1660-х годах в моду входит галстук. Его формам и узлам предстоит поменяться ещё сотни раз, но пока что к нему прилагается узкая лента, завязанная маленьким бантом. На протяжении следующих двадцати лет бант будет увеличиваться в размерах, пока к концу столетия не станет огромным. Помните Артемона из фильма «Приключения Буратино»? Чёрный костюм, украшенный кружевами и огромный красный бант, завязанный у ворота – так или приблизительно так мог выглядеть придворный щёголь времён Людовика XIV, разве что тогда предпочитали яркие цвета, в том числе и для галстуков – розовые, красные, голубые…

Но мужчины носили банты не только в виде галстуков. Банты украшали перчатки, туфли, трости, рукава – порой количество бантиков и розеток исчислялось несколькими сотнями, а уходило на них несколько сотен же метров дорогих лент. И это на один-единственный костюм! Не считая шарфа, которым галантные кавалеры опоясывались, и завязывали, конечно же, тоже в виде банта.

По сути, банты в определённом смысле дали название эпохе – ведь их называли «galants, gallants». «Галантная эпоха»…

Но всё равно или поздно приходит к концу, и к концу семнадцатого века бант сдаёт свои позиции в том, что касается мужского костюма. Разнообразнейшие галстуки и ленты, прихватывающие косицы пудреных париков – вот что останется мужчинам. Но дамы – те будут обожать банты по-прежнему.

Портрет мадам де Помпадур, Франсуа Буше,1758, из коллекции Национальной галереи Шотландии
Портрет мадам де Помпадур, Франсуа Буше,1758, из коллекции Национальной галереи Шотландии

Надвигался век восемнадцатый. Костюмы эпохи рококо изящны и необыкновенно женственны – в моде снова контраст между тонкой талией и очень пышными юбками. И его отлично подчёркивает «лесенка» из бантов, спускающихся от декольте к мысу корсажа, причём каждый следующий бант меньше предыдущего. Рукава платьев узкие, облегающие руку до локтя, а затем расширяющиеся пышным колоколом, и снова-таки этот контраст подчёркивают изящные бантики. Шёлковые и кружевные ленты повязывают вокруг шеи, где они оттеняют белоснежную кожу груди, привлекая к ней внимание. По одному или десятками, совпадающие по цвету с платьем или, наоборот, контрастирующие с ним, банты украшают придворные туалеты и пеньюары, наряды для прогулок и причёски, усеивают прозрачные ткани или придают воздушность плотным шелкам. Скромная нить жемчуга окружает шею, но вот дама поворачивает голову, и оказывается, что вместо застёжки у ожерелья – кокетливый бантик

От бантов дамы не откажутся и позже, когда на смену прихотливым платьям «рококо» придёт относительно простой стиль «ампир». И даже в нарядах, напоминающих об античности – простые линии, завышенная талия, ниспадающие складки – найдётся место для бантов. Они украшают бальные платья, ими завязываются под грудью шёлковые пояса или подбородком широкие ленты шляпок, банты украшают и сами шляпки.

Позднее, в конце 1820-х годов, когда на смену простым линиям снова приходят пышные юбки рукава, а «античные» причёски сменяют сложные сооружения из локонов, гребней, шпилек, и, конечно же, бантов, последние снова завоёвывают утерянные было позиции. Даже у консервативных, чопорных замужних дам находится место для яркого банта – скажем, на скромном с виду белом чепце. А кокетливая дама норовила выставить на всеобщее обозрение носок туфельки, украшенной бантом или розеткой из лент. Точь-в-точь как её прапрапрадед сто пятьдесят лет назад…

Портрет Варвары Мусиной-Пушкиной, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1857, из коллекции Эрмитажа
Портрет Варвары Мусиной-Пушкиной, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1857, из коллекции Эрмитажа

В середине девятнадцатого века дамам становится мало бантов, усеивающих их юбки, рукава и шляпки, и они посягают на деталь ранее сугубо мужского туалета – галстуки. Так что теперь порой из-под кружевного воротничка платья или блузки выглядывает лента, завязанная бантом. А ленты шляпок теперь зачастую двойные – узкие «утилитарные» и широкие «парадные». Первые завязывают под подбородком скромным бантиком, они призваны всего лишь удержать шляпку на месте, зато вторые завязывают поверх первых пышным бантом, чтобы продемонстрировать красоту дорогой шёлковой или бархатной ткани.

К концу века крой дамских нарядов всё больше усложняется, и банты усеивают их всё более густо. Смотрите - бальное платье из кремового шёлка и кружев, украшено маленькими бантами по подолу и огромным, сантиметров сорок в ширину, бантом сзади. Чуть пониже спины…

Бальное платье, 1885, 9с) из коллекции музея Виктории и Альберта
Бальное платье, 1885, 9с) из коллекции музея Виктории и Альберта

Теперь, в эпоху турнюров, дамы стремились подчеркнуть красоту не только шеи, бюста, рук, но и плавный изгиб поясницы. Пышные складки присобранных сзади и по бокам юбок не могли не привлечь внимание – всё прикрыто многочисленными складками, оборками и бантами, но оттого не менее, а даже более соблазнительно. Ну а банты способны придать даже самым закрытым, с длинными рукавами и глухим воротником платьям из плотных тканей очень женственный и кокетливый вид.

Огромные банты на шляпах с не менее огромными полями, небольшие банты, способные украсить даже скромные дневные костюмы… Даже две мировые войны оказались не в силах вытеснить из моды следующего, двадцатого века эти милые украшения. Бантик в волосах Коко Шанель, банты на вечерних переливающихся платьях голливудских див тридцатых годов, завязанные вокруг талии шарфы пятидесятых.

Ситуация не изменилась и по сей день. Просмотрите фотографии с модных показов последних лет, и не в одной коллекции, то в другой непременно увидите романтичные банты...

PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)