Найти тему
История моды с Марьяной С.

И сзади бантик!

Да-да, именно сзади, а не сбоку. Поскольку речь у нас сегодня пойдёт о прелестных украшениях, модных в XVIII столетии. С бантиком, да. :)

Слева -портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции, Жан Этьен Лиотар, 1749. Справа - портрет графини А.М. Воронцовой, Пьетро Антонио Ротари, 1756-62. (сс) Wikimedia Commons
Слева -портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции, Жан Этьен Лиотар, 1749. Справа - портрет графини А.М. Воронцовой, Пьетро Антонио Ротари, 1756-62. (сс) Wikimedia Commons

Итак, в эту галантную эпоху, а конкретнее - во второй половине века - очень любили колье, которые плотно обхватывали шею. То, что можно назвать "tour de cou" (фр. "шейный платок"), "чокер" (англ. "choker", "душитель"). Чаще всего впереди в центре была подвеска. Такие украшения называли "склаваж" или "эсклаваж", от фр. "esclavage", "рабство" - поскольку они напоминали рабские ошейники.

Слева - портрет Мэри Литл, позднее леди Карр, Томасн Гейнсборо, ок. 1763. Справа - портрет Магладлины де ла Гранж,  Жан-Батист Перронно, 1747. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет Мэри Литл, позднее леди Карр, Томасн Гейнсборо, ок. 1763. Справа - портрет Магладлины де ла Гранж, Жан-Батист Перронно, 1747. (сс) Wikimedia Commons

И делали их... да из чего угодно. Из драгоценных камней, из жемчуга, из бархатных и атласных лент, из кружев, и даже из меха. А порой сочетали несколько материалов. Например, бархатную ленту украшали жемчугом.

У колье, сделанного из металлов и камней, сзади, естественно, была застёжка. А вот если в ход шли мягкие материалы, то концы обычно делались довольно длинными - так, чтобы можно было завязать сзади. И не просто завязать, а с бантиком! На портретах его видно не так уж часто - и это понятно, ведь дама смотрит на зрителя. Но иногда она вполоборота, так что бантик выглядывает. И кажется мне почему-то особенно трогательным. Он придаёт особую прелесть, делая колье не строгим, а кокетливым.

Слева - портрет Мишель де Бонёй, Розали Филлёль, 1778. Справа - портрет дамы из семьи фон Бозе, Карл Фридрих Хольцман, 1779. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет Мишель де Бонёй, Розали Филлёль, 1778. Справа - портрет дамы из семьи фон Бозе, Карл Фридрих Хольцман, 1779. (сс) Wikimedia Commons

А ещё вы, возможно, обратили внимание, что у некоторых дам колье не у основания шеи, а наверху, прямо под горлом. Как же им удержаться и не съехать вниз - если только не завязать их очень туго (а тут уж до удушения недалеко)? Так вот, тут есть маленький секрет. Когда из завязывали, могли прихватить самую нижнюю прядь волос на затылке. Так что пресловутый бантик оказывался у самого основания причёски. Что тоже, согласитесь, очаровательно.

Слева - портрет молодой дамы, Джозеф Райт, ок. 1755. Справа - портрет Анны-Елизаветы фон Шуленберг-Бетцендорф, Антуан Пэн, 1730-40. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет молодой дамы, Джозеф Райт, ок. 1755. Справа - портрет Анны-Елизаветы фон Шуленберг-Бетцендорф, Антуан Пэн, 1730-40. (сс) Wikimedia Commons

Словом, бантики эта эпоха любила, и приспосабливала везде, где только можно! А о "лестнице из бантов" в следующий раз поговорим.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!