===
В 2000 году завод «Русский дизель» (город Петербург) прекратил свое существование, но его преемник – Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), сумел сохранить инженерный состав и рабочих, конструкторскую и техническую документацию, специальный инструмент и приспособления.
Созданный в 2013 году в Ленинградской области, КМЗ – это стратегическое системообразующее предприятие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
На предприятии полностью восстановлено производство двигателей размерности ДР 30/50, ДПРН 23х2/30, ЧН 40/46 и изготовление запасных частей к ним, при этом сохранены технологический опыт и связи с заказчиками.
===
В 2018 году Брянский тракторный завод (БТЗ), созданный на площадке одного из старейших заводов России – «Брянский арсенал», начал производство тракторов с шарнирно-сочленённой рамой, в кооперации с Харьковским тракторным заводом (ХТЗ).
Тракторы БТЗ-150К и БТЗ-243К оснащались российскими двигателями ЯМЗ, а вот ведущие мосты производились в Харькове, что негативно сказалось на производстве после введения санкций.
---
Брянскому заводу пришлось использовать комплектующие других производителей, что не лучшим образом отразилось на логистике и качестве продукции.
Поэтому в сентябре 2022 года появилось техническое задание на разработку документации переднего и заднего ведущих мостов для тракторов БТЗ.
===
В 2016 году в России было создано специальное «Агентство по технологическому развитию» при правительстве РФ, для создания условий по осуществлению «трансфера технологий» и развитию высокотехнологичного производства промышленной продукции.
В целях содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции, Агентство выделяет предприятиям гранты (субсидии) для обратного инжиниринга.
В системе государственной поддержке обратного инжиниринга четыре ключевых направления. Агентство отвечает за предоставление грантов на разработку конструкторской документации на комплектующие изделия и реализацию образовательных программ для инженерных команд российских предприятий.
С момента запуска программы грантов в феврале 2022 года, Агентством было поддержано проектов на общую сумму более 10 миллиардов рублей. Наибольшее их число приходится на топливно-энергетический комплекс, сельскохозяйственное, строительное и транспортное машиностроение и станкостроение.
---
===
Обратный инжиниринг. Как это работает сейчас?
Обратный инжиниринг (или обратное проектирование, он же реверс-инжиниринг) — это процесс разработки конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия.
То есть документация разрабатывается не «с нуля», а восстанавливается по образцу-аналогу путём снятия с него размеров и изучения других его параметров.
Главная цель проекта грантов – это разработка технической документации комплектующих изделий для различных производителей, которым необходимо заменить импорт, попавший под так называемые «санкции».
Техническое задание на разработку конструкторской документации в рамках обратного инжиниринга определяет Агентство с участием внешних экспертов и потенциальных потребителей.
===
А квалифицированный исполнитель разработки конструкторской документации и производитель получают обязанность произвести по этой документации изделия для получения выручки в размере, превышающем в 2 раза сумму гранта.
Под понятием «комплектующие изделия» понимаются критически важные комплектующие, включая запасные части, инструменты и принадлежности, представляющие собой отдельные компоненты, в том числе сырье и материалы, или их комплекс, применяемые как составные части продукции.
===
В рамках обратного инжиниринга Кингисеппский завод разработал техническую документацию по образцу-аналогу китайского производителя Taian Jiuzhou Jincheng Machinery Company Ltd.
Для этого КМЗ получил грант в размере 99 миллионов рублей от Агентства по технологическому развитию, разработал техническую документацию и в феврале 2024 года изготовил два ведущих моста для БТЗ.
После испытаний этих ведущих мостов на тракторе БТЗ в Брянске, в 2024 году КМЗ должен будет поставить на БТЗ 100 комплектов мостов на сумму 100 миллионов рублей.
===
Вот так в настоящее время вполне успешно развивается в России восстановление производства комплектующих. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»…
Кстати, ничего нового и зазорного в этом нет («новое – это хорошо забытое старое»), поскольку 100 лет назад в СССР таким же образом происходило становление тракторной промышленности – путём копирования немецкой и американской техники.
А во второй половине 20-го века тем же путём шёл Китай – копируя сначала советскую технику, а потом и технику западных производителей, добившись к настоящему времени впечатляющих успехов. 🗼
===
Всем желаем добра и рекомендуем почитать:
-----