Найти в Дзене
Тракторист-Моторист ☑️

Кингисеппский машиностроительный завод: 🏭 в России появился ещё один производитель комплектующих для тракторов

=== В 2000 году завод «Русский дизель» (город Петербург) прекратил свое существование, но его преемник – Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), сумел сохранить инженерный состав и рабочих, конструкторскую и техническую документацию, специальный инструмент и приспособления. Созданный в 2013 году в Ленинградской области, КМЗ – это стратегическое системообразующее предприятие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. На предприятии полностью восстановлено производство двигателей размерности ДР 30/50, ДПРН 23х2/30, ЧН 40/46 и изготовление запасных частей к ним, при этом сохранены технологический опыт и связи с заказчиками. === В 2018 году Брянский тракторный завод (БТЗ), созданный на площадке одного из старейших заводов России – «Брянский арсенал», начал производство тракторов с шарнирно-сочленённой рамой, в кооперации с Харьковским тракторным заводом (ХТЗ). Тракторы БТЗ-150К и БТЗ-243К оснащались российскими двигателями ЯМЗ, а вот ведущие мосты производились в Харькове
Оглавление
Техника Брянского тракторного завода (БТЗ)
Техника Брянского тракторного завода (БТЗ)

===

В 2000 году завод «Русский дизель» (город Петербург) прекратил свое существование, но его преемник – Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), сумел сохранить инженерный состав и рабочих, конструкторскую и техническую документацию, специальный инструмент и приспособления.

Созданный в 2013 году в Ленинградской области, КМЗ – это стратегическое системообразующее предприятие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

На предприятии полностью восстановлено производство двигателей размерности ДР 30/50, ДПРН 23х2/30, ЧН 40/46 и изготовление запасных частей к ним, при этом сохранены технологический опыт и связи с заказчиками.

Кингисеппский машиностроительный завод
Кингисеппский машиностроительный завод

===

В 2018 году Брянский тракторный завод (БТЗ), созданный на площадке одного из старейших заводов России – «Брянский арсенал», начал производство тракторов с шарнирно-сочленённой рамой, в кооперации с Харьковским тракторным заводом (ХТЗ).

Тракторы БТЗ-150К и БТЗ-243К оснащались российскими двигателями ЯМЗ, а вот ведущие мосты производились в Харькове, что негативно сказалось на производстве после введения санкций.

---

Брянскому заводу пришлось использовать комплектующие других производителей, что не лучшим образом отразилось на логистике и качестве продукции.

Поэтому в сентябре 2022 года появилось техническое задание на разработку документации переднего и заднего ведущих мостов для тракторов БТЗ.

Трактор БТЗ на выставке
Трактор БТЗ на выставке

===

В 2016 году в России было создано специальное «Агентство по технологическому развитию» при правительстве РФ, для создания условий по осуществлению «трансфера технологий» и развитию высокотехнологичного производства промышленной продукции.

В целях содействия российским предприятиям по внедрению технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции, Агентство выделяет предприятиям гранты (субсидии) для обратного инжиниринга.

В системе государственной поддержке обратного инжиниринга четыре ключевых направления. Агентство отвечает за предоставление грантов на разработку конструкторской документации на комплектующие изделия и реализацию образовательных программ для инженерных команд российских предприятий.

С момента запуска программы грантов в феврале 2022 года, Агентством было поддержано проектов на общую сумму более 10 миллиардов рублей. Наибольшее их число приходится на топливно-энергетический комплекс, сельскохозяйственное, строительное и транспортное машиностроение и станкостроение.

---

На КМЗ установлено современное оборудование
На КМЗ установлено современное оборудование

===

Обратный инжиниринг. Как это работает сейчас?

Обратный инжиниринг (или обратное проектирование, он же реверс-инжиниринг) — это процесс разработки конструкторской документации на основе исходных данных, полученных в виде готового образца изделия.

То есть документация разрабатывается не «с нуля», а восстанавливается по образцу-аналогу путём снятия с него размеров и изучения других его параметров.

Главная цель проекта грантов – это разработка технической документации комплектующих изделий для различных производителей, которым необходимо заменить импорт, попавший под так называемые «санкции».

Техническое задание на разработку конструкторской документации в рамках обратного инжиниринга определяет Агентство с участием внешних экспертов и потенциальных потребителей.

Графическое представление "изделия" в Техническом задании Агентства
Графическое представление "изделия" в Техническом задании Агентства

===

А квалифицированный исполнитель разработки конструкторской документации и производитель получают обязанность произвести по этой документации изделия для получения выручки в размере, превышающем в 2 раза сумму гранта.

Под понятием «комплектующие изделия» понимаются критически важные комплектующие, включая запасные части, инструменты и принадлежности, представляющие собой отдельные компоненты, в том числе сырье и материалы, или их комплекс, применяемые как составные части продукции.

Размеры "изделия" для БТЗ в Техническом задании
Размеры "изделия" для БТЗ в Техническом задании

===

В рамках обратного инжиниринга Кингисеппский завод разработал техническую документацию по образцу-аналогу китайского производителя Taian Jiuzhou Jincheng Machinery Company Ltd.

Для этого КМЗ получил грант в размере 99 миллионов рублей от Агентства по технологическому развитию, разработал техническую документацию и в феврале 2024 года изготовил два ведущих моста для БТЗ.

После испытаний этих ведущих мостов на тракторе БТЗ в Брянске, в 2024 году КМЗ должен будет поставить на БТЗ 100 комплектов мостов на сумму 100 миллионов рублей.

Ещё одно "изделие" для БТЗ, которое подверглось обратному инжинирингу
Ещё одно "изделие" для БТЗ, которое подверглось обратному инжинирингу

===

Вот так в настоящее время вполне успешно развивается в России восстановление производства комплектующих. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»…

Кстати, ничего нового и зазорного в этом нет («новое – это хорошо забытое старое»), поскольку 100 лет назад в СССР таким же образом происходило становление тракторной промышленности – путём копирования немецкой и американской техники.

А во второй половине 20-го века тем же путём шёл Китай – копируя сначала советскую технику, а потом и технику западных производителей, добившись к настоящему времени впечатляющих успехов. 🗼

А это ведущие мосты, которые раньше устанавливались на тракторы Брянского завода
А это ведущие мосты, которые раньше устанавливались на тракторы Брянского завода

===

Всем желаем добра и рекомендуем почитать:

-----