Многим из наших читателей известно о том, что непосредственным поводом роковой дуэли Пушкина с Дантесом стало тайное свидание его жены с молодым французом, которое произошло накануне печального события. Общеизвестная версия этой истории выглядит следующим образом. У Натальи Николаевны была дальняя родственница, Идалия Полетика Эта молодая женщина страстно ненавидела Пушкина, скорее всего – по причине того, что была им отвергнута, и потому была готова на любую месть в его отношении. Дантес в те дни написал Натали письмо, в котором уверял её в своей страстной любви, требовал от неё встречи для объяснения и угрожал, что если она на эту встречу не согласится, тогда он покончит с собой, и если он это сделает (а он это сделает непременно), то с собой после этого покончит и сестра Натали, и таким образом на совести жены поэта будет два мёртвых человека.
Мы не знаем, долго ли колебалась Наталья Николаевна, но в конце концов на эту встречу она решилась. Встреча должна была состояться на квартире Полетики в её присутствии. Поскольку Пушкин состоял под тайным надзором полиции, её агенты немало внимания уделяли и слежке за его женой (хотя, не можем исключать и того, что это было просто инициативой Бенкендорфа или даже государя). Понятно, что слежка эта не велась буквально по пятам, но чтобы сохранить конфиденциальность встречи Натали и Дантеса, Полетика попросила гвардейского ротмистра Ланского под видом прогулки последить за тем, чтобы никакая подозрительная личность не появилась возле подъезда её дома во время визита Натали к ней в дом.
О дальнейшем развитии этого события коротко и ясно пишет П.И.Бартенёв: «Мадам N. N. (Идалия Полетика – прим. авт.), но настоянию Геккерена, пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому. Пушкина рассказывала княгине Вяземской и мужу, что, когда она осталась с глазу на глаз с Геккереном, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться от его настояний; она ломала себе руки и стала говорить как можно громче. По счастию, ничего не подозревавшая дочь хозяйки дома явилась в комнату, и гостья бросилась к ней».
По другой версии, Наталью Николаевну выручила служанка, прибежавшая на шум. Так или иначе, Наталья Николаевна впопыхах уехала от Полетики не то – домой, не то – к Вяземским, но тайна встречи хранилась недолго. В воспоминаниях А.П. Араповой читаем: «Несмотря на бдительность окружающих и на все принятые предосторожности, не далее как через день, Пушкин получил злорадное извещение от того же анонимного корреспондента о состоявшейся встрече. Он прямо понес письмо к жене. Она не отперлась, но поведала ему смысл полученного послания, причины, повлиявшие на ее согласие, и созналась, что свидание не имело того значения, которое она предполагала, и было лишь хитростью влюбленного человека. Это открытие возмутило ее до глубины души, и, тотчас же, прервав беседу, она твердо заявила Геккерену, что останется навек глуха к его мольбам и заклинаниям и что это первое, его угрозами вынужденное, свидание станет последним.
Приведенное объяснение имело последствием вторичный вызов на дуэль Геккерена, но уже составленный в столь резких выражениях, что отнята была всякая возможность примирения».
Эти воспоминания Араповой, как и все другие её воспоминания о матери, вполне закономерно полны желания максимально смягчить и позитивировать образ мышления и действий Натальи Николаевны. Мы же не можем не обратить внимания на странность самого согласия на тайную встречу с человеком, который до того практически открыто объявил о своих сексуальных претензиях, и что этот человек, выманив желанную для него женщину на тайное свидание просто не мог себя повести иным образом – у Дон Жуана свои законы, и Наталья Николаевна в свои двадцать шесть лет уже была обязана понимать эти не слишком хитрые для познания вещи.
Повторимся: такова общеизвестная версия события. Известный экономист академик Н.Я.Петраков издал книгу «Последняя игра Александра Пушкина», содержащую сенсационное открытие. Оказалось, что выдающийся учёный много лет глубоко и вдумчиво занимается пушкинистикой, сделал несколько важный наблюдений по поводу жизни и творчества гениального поэта и на основе своих исследований пришёл к выводу, что жена Пушкина на роковом свидании встречалась не с Дантесом, а императором Николаем Первым. Автор этой статьи не разделяет точку зрения академика, но считает её очень своеобразной, и не лишённой аргументации. Читатели статьи могут найти книгу академика сами для того, чтобы составить личное мнение по этому важному вопросу пушкинистики. Я же скажу, что предметом моих исследований были закономерности внутренней жизни Пушкина, и здесь, на мою удачу,не слишком важно, с кем именно встретилась Наталья Николаевна.
Читайте и мою книгу! Она размещена по адресу:
а также: https://proza.ru/avtor/ytgjcktlybq