Найти тему

ЛЮДИ ПРОБИРНОГО ИСКУССТВА | МАРИНА ПОСТНИКОВА-ЛОСЕВА

Сегодня моя статья - первая из двух о людях пробирного искусства и посвящена человеку, чью фамилию вы знаете, если хотя бы один раз интересовались клеймами на драгоценных металлах.

Да, это Марина Михайловна Постникова-Лосева.

Самый известный труд, единственный в своем качестве, «Золотое и серебряное дело XV–XX в в. [Территория СССР]» (авторы М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова) знает каждый, кто хотя бы раз прикоснулся к серебряной вещи как почитатель декоративно-прикладного искусства России.

Марина Михайловна Постникова-Лосева (1901-1985) - крупнейший исследователь золотого и серебряного дела России, родилась в семье крупного химика-технолога, специалиста по окраске тканей и известного благотворителя, члена Государственного совета М. Л. Лосева и московской дворянки, художественно образованной Е. И. Чижовой.

С детства связана с кругом московских художников и литераторов, в молодости - модель скульптуры «Березка» скульптора А. С. Голубкиной. Знала три иностранных языка, владела художественными навыками, имела музыкальное образование, М.М. Постникова-Лосева являлась представителем русского просвещенного общества.

После революции недолго работала в Центральном статистическом управлении, но случайная встреча с будущим заведующим Оружейной палатой М. С. Сергеевым предопределила ее будущее.

В детстве мечтала стать врачом. Пыталась бежать на фронт, чтобы стать сестрой милосердия. Мечта отчасти сбудется, в 1919 году, уже являясь сотрудником Оружейной палаты, занимаясь систематизацией поступающих ценностей, будучи ученым секретарем музея, поступает на медицинский факультет II МГУ и в ноябре отправляется на борьбу с сыпным тифом в военгоспиталь.

В 1920 году перешла на историко-филологический I МГУ, отделение теории и истории искусств, не став возвращаться на медицинский после перенесенного тифа, по настоянию матери из-за тяжело перенесенного заболевания. В 1924 году окончила университет со специализацией по древнерусскому искусству в музейном цикле.

После злоключений, связанных с лихолетьем в начале советской власти, Постникова-Лосева вступает в должность хранителя русских серебряных изделий в Оружейной палате, а в связи с прекращением музейной практики в Кремле, в 1931 году переводится в ГИМ, в кабинет драгоценных металлов.

Много ездила по стране для экспертизы и определения музейного значения предметов, где за 5-6 дней составляла картотеку с атрибуцией предметов. И сегодня эти картотеки актуальны. В отделе драгметаллов ГИМ она проработала всю жизнь, была хранителем коллекции русского серебра, занималась научной работой и пополнением коллекции (В 70-х принимала участие в аукционах Сотбис и закупала экспонаты для ГИМ и Эрмитажа).

Ее кандидатская диссертация, защищенная в 1945 году «Из истории донского казачества XVIII века», раскрыла тему истории наградных серебряных вещей и императорских пожалований и легла в основу книги «Русские серебряные и золотые ковши». В 70-е годы стала доктором искусствоведения. Тема диссертации — линия профессиональной жизни — «Русское золотое и серебряное дело, его центры и мастера XVI–XIX вв.».

Являясь одним из создателей науки о русском ювелирном искусстве, при участии коллег создала капитальные коллективные труды, которыми мы пользуемся и сейчас.

Источник: Стерлигова И. А. О Марине Михайловне Постниковой-Лосевой // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 5. М., 2001. С. 338-347.
На коллаже: скульптура А. Голубкиной "Березка" (1927), моделью выступила М.М. Постникова-Лосева, фотография М.М. Постникова-Лосева в ранние годы.
На коллаже: скульптура А. Голубкиной "Березка" (1927), моделью выступила М.М. Постникова-Лосева, фотография М.М. Постникова-Лосева в ранние годы.
-2