Последние 10-15 лет наблюдается интересная тенденция, кузнецы занимающиеся изготовлением топоров всё более и более активно внедряют в производство до революционные, а порой и прям таки старо русские формы топоров. С чем связана такая неожиданная заинтересованность историей топоров, неужели на нашем веку возродится, потерянная более чем на век культура Русских топоров, давайте разбираться.
Культура, и да именно культура (это слово подходит как нельзя лучше), топоров на Руси и в Российской империи была хорошо сформирована, хоть и не явно выражена. В разных регионах существовали свои, уникальные топоры, своеобразные паттерны области где они изготавливались, по этому и названия у них были соответственные, например «Мангазейский» топор назван в честь одноимённого города в заполярье, и к стати именно он в различных вариациях чаще всего встречается у современных мастеров
так же его частенько находят в раскопках культурного слоя от Сибири до Москвы (в отличие от многих других топоров его форму можно считать традиционной для России, например «Галецкий топор» был завезён из германии, топоры с проушиной в виде «стакана» завезена из Финляндии и Норвегии), его частенько можно встретить в музеях.
В те далёкие, но тем не менее чем то притягательные времена, топорами реально работали, а значит как сейчас просто купить инструмент и хранить его на полке ни кто бы не стал, добавляем к этому тот факт что одну и ту же форму топоров использовали и дорабатывали веками, получаем не запатентованный продукт, функциональный, с историей, и крайне простой в производстве, идеальнее и быть не может наверное от части именно этот факт заставляет кузнецов делать в оригинале или перерабатывать форму старорусских топоров.
С тем учётом что от советских топоров, все устали, да и надо сказать, что за последние годы они сильно подражали, и цена на нормальный советский топор начинается от 3-4 тысяч, добавь чуть и за эти деньги уже можно купить топор у малоизвестного кузнеца, думаю всем понятно, что при таком раскладе дел, производство необычных диковинок из прошлого, превращается в прибыльный бизнес.
Хотя если задуматься, то и Советские ГОСТовские топоры не взялись из воздуха, своей форме они обязаны царским плотницким топорам, их сходство видно и не вооружённым глазом. Только вот во времена СССР топор становился всё более и более универсальным инструментом рассчитанным на широкий спектор задач, это связано с утратой традиций деревянного зодчества, а точнее с индустриализацией, строить из кирпича стало проще и дешевле, а если нужно было работать с бревном, то основную массу материала снимали на станках, это стало наиболее распространённой практикой, в царские времена при заготовке брёвен работали в ручную «гусиным крылом», «потёсом», «теслом» и прочими видами топоров, например за Уральским хребтом или в отдалённых лесны
областях, деревянное строительство сохранялось довольно таки долго, да наверное и сохраняется по сей день. Советские топоры сами по себе не плохи, но они морально устарели и практически не обладают хоть какой-то эксклюзивностью, да и модель, которая не нуждается в доработке большая редкость. Полагаю найдутся адепты советских пропорций, с аргументом по типу: «да их эргономику по формулам находили, лучше и быть не могло», я отношу все это в разряд «вкусовщины», в качестве топора можно использовать и мачете, но понравится это не всем. Туда же можно и отнести «закусочные топоры» фигурные переделки советских топоров, насаженных на вычурную свою резьбой рукоять, при беглом взгляде напоминающую вензеля дворцовых плинтусов, как работать таким изделием без мозолей, артроза и дикой усталости я честно говоря не представляю, хотя многие находят его употребимым в качестве подарка юбиляру (по тому то они и «закусочные», за них можно выпить, закусить и поставить на полку).
Что имеем по итогу? Очевидно, что практически штучный, откованный в ручную топор, из современных материалов, с хорошей обработкой и правильной насадкой, будет лучше потокового фабричного топора. Но сравнение согласитесь не очень-то и справедливое но имеем что имеем, с тем учётом, что цены новоделов в массе свои немногим выше хорошего советского топора, понятно что потребитель всё больше и больше будет уходить в сторону первых. И на фоне этого изготовление старинных топоров видится способом отличиться на рынке, и создать уникальное предложение.