Давайте посмотрим на рифмы с точки зрения фонетического звучания (фонетический признак) и лексической принадлежности (лексический признак).
Все поэты знают, что этот вид рифм очень важен именно потому, что стихи должны «звучать». Это означает (в том числе), что при чтении нет «запинки», сбоя.
Наверняка вы знаете виды рифм по фонетическому признаку.
1️⃣ Богатые (с совпадением предударного согласного).
2️⃣ Бедные (с совпадением гласных ударных звуков).
3️⃣ Точные (совпадение почти всех звуков).
4️⃣ Неточные (с частичным созвучием):
► Усеченные (с убиранием звука).
► Замещенные (с заменой одного звука на другой).
► Неравносложные (созвучие лишь улавливается).
► Составные (созвучие разных слов).
► Ассонансные (совпадение гласных при частичном несовпадении согласных).
► Диссонансные (несовпадение гласных при частичном или полном совпадении согласных).
Еще один признак, по которому можно выделить виды рифм, – это часть речи (лексический признак).
1️⃣ Однородные рифмы: оба слова в такой рифме относятся к одной и той же части речи.
2️⃣ Разнородные рифмы: сочетание слов разных частей речи.
3️⃣ Составные: состоящие не только из слов одной или разных частей речи, но и включающие предлоги, союзы, частицы...
Есть ли какие-то особенности такого вида рифм? Есть.
Несколько важных правил, на которые стоит обратить внимание.
🔵 Нет проблем с богатыми и точными рифмами. Тут все просто. Сложнее – с неточными.
🔵 Дело в том, что именно рифмы по фонетическому и лексическому признаку говорят, насколько у поэта развит «вкус слова».
Научить подбирать рифмы по фонетическому созвучию практически невозможно. Увы. Выразительность неточной рифмы – это свидетельство способностей, таланта. Однако способности можно развить, например, читая стихи как классические, так и современные.
Высший пилотаж – Е. Евтушенко (вообще поэты «серебряного века», середины 20 века):
Мы с ней не говорили про любовь,
Она шептала что-то, чуть картавя,
звук «р», как виноградину, катая
за белою оградою зубов.
🔵 Не стоит забывать об Аристотелевских «качелях» (или о крайностях) и о «золотой середине»: с одной стороны сверхточная рифма «не звучит», с другой – чем дальше она от точной, тем она тоже звучит хуже. Стоит поискать «золотую середину».
Точка – дочка (плохо)
Точка – качка (тоже плохо)
Точка – строчкам (лучше)
🔵 Осторожно нужно относиться к однородной рифме, если она бедная.
Дочь – ночь
Меня – тебя, мной – тобой
Злить – слить
Большой – больной
Ах – вах
Долго – надолго
Белея – бледнея
Вдевший – бдевший и т.п.
Не скажу, что их совсем нельзя использовать, но для их появления в стихах нужны веские основания. И мы еще обязательно поговорим о рифмах, которых надо бы избегать.
🔵 Лучше поискать однородную рифму, где оба слова принадлежат одной части речи, но в разных грамматических формах:
Лето – света – букету
Главный – славной
Мера – эры
Тащиться – стыдится и т.д.
🔵 Еще лучше звучат разнородные рифмы. Они-то и используется чаще всего (как и богатые однородные):
Я узнаю тебя, узнаю!
Среди лиц, расстояний, улиц.
И скажу, как давно мечтаю,
Чтоб руками мы прикоснулись.
И скажу, что большой планеты
Без тебя мне ничтожно мало.
Пусть изменят свой путь кометы...
Только б за руку ты держала.
(Саша Соловей: #Александр_Соловей_Лист)
Как говорится, плохих рифм нет, есть плохие стихи.
Знать виды рифм, конечно, нужно:
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.