В узких кругах широко распространены следующие мнения. Россияне плохо работают. И у нас низкая производительность труда. Само собой напрашивается объединение этих мнений в одно. У нас низкая производительность труда, потому что россияне плохо работают.
Даже не хочу оспаривать это утверждение. Об этом я уже писал достаточно. Но у меня возник законный вопрос. А что значит, человек плохо работает? Или хорошо? Что значит низкая производительность? Или высокая?
Как оценивать?
Ведь это достаточно субъективные оценки. От минус бесконечности до плюс бесконечности. Если я скажу, к примеру, «рабочий на станке делает 10 деталей в смену». Что это означает? Работодатель скажет, производительность низкая, рабочий работает плохо. А сам рабочий скажет, что у него очень высокая производительность и он очень хорошо работает. И кто прав?
Мне почему-то кажется, что производительность не бывает ни низкой, ни высокой. И при нормальной организации рабочий не может работать плохо или хорошо. Производительность должна быть такой, какая заложена производителем оборудования. Не меньше, но и не больше.
Из того же примера с 10 деталями. Допустим, что рабочий вдруг стал делать не десять, а пятнадцать деталей за то же самое время. И на том же самом станке, рассчитанным на 10 деталей в смену. Можно кричать ура и в воздух чепчики бросать. Ведь рабочий стал работать очень хорошо и производительность резко выросла? Но нет.
На мой взгляд, это совсем не «слава стахановцам». Скорее это повод, для очень серьёзного разбирательства. С практически стопроцентной вероятностью можно утверждать, что налицо факт грубого нарушения технологии. А этот факт означает снижение качества продукции в целом.
А если тот же рабочий, на том же станке, вдруг стал делать не 10 деталей за смену, а семь? Это тоже повод для разбирательства. Но далеко не факт, что дело в плохой работе рабочего. Возможно дело в организации процесса. Например, рабочего нагрузили дополнительными обязанностями, и он просто не успевает выполнять то, что положено. Это самый простой пример.
Реальная оценка
Есть норма производительности оборудования. Есть технологическая карта. И если рабочий выполняет норму, в соответствии с этой самой картой, он работает ни хорошо, ни плохо. Он работает так, как положено. И никаких доморощенных методов повышения производительности быть просто не должно.
Ну а если не выполняет? Неисправную деталь можно отремонтировать, но чаще всего лучше заменить. Тут всё зависит от ваших возможностей. То же самое и с «неисправным» рабочим. Но тут важно не допускать ошибок дефектовки. Довольно часто бывает, что меняют вполне исправную деталь, а неисправная остаётся на месте.
Подытоживая вышесказанное.
Нет высокой или низкой производительности труда. Нет плохо или хорошо работающих людей. Есть её величество, технология. И есть правильная или неправильная организация рабочего процесса. Которая ведет к соблюдению или несоблюдению технологии. Всё остальное от лукавого.
Как бы ни распинались некоторые граждане о плохо работающих россиянах и ужасно низкой производительности.
А реально повысить эту самую производительность можно только одним способом. Модернизацией и автоматизацией производства. Других вариантов просто нет. А рабочий просто должен делать то, что предусмотрено технологией. Не больше и не меньше.