Итак, с помощью господаря Валахии на шатком троне Молдавского княжества укрепился Александр I (? - 1432), названный позже Добрым.
В отличии от западноевропейской традиции, где прозвище «Добрый» давали обычно за личное воинское мастерство (вспомним полный русский аналог – «добрый воин»), то здесь, скорее всего, речь идет именно о мирном, надежном и относительно стабильном правлении.
Всё-таки правил Александр 32 года, и столь длительный отрезок мира не мог остаться в памяти современников и потомков незамеченным. Особенно на фоне той малопонятной чехарды наследников, что началась после этого господаря, так как, разумеется, женат он был не единожды, а кроме законных детей были и внебрачные, причем, последние, в нестабильных государствах данного региона Европы, не считали такое происхождение недостаточным для притязаний на власть.
Александра можно назвать и Мудрым так как он сохранял верный баланс в отношениях между Венгрией и Польшей, признавая при этом сюзеренитет последней. При этом номинальным вассалитетом было не отделаться – королю Польши Владиславу II Ягайло, Александр оказывал помощь небольшими воинскими контингентами, которые участвовали и в битве при Грюнвальде в 1410 году и в осаде Мариенбурга, когда поляки, куя железо пока горячо, попытались добить Тевтонский орден.
И при Александре же произошли первые столкновения с Османской империей. В 1420 году османы нанесли несколько первых ударов, господарю Молдавии удалось отбиться, но эти турецкие рейды были лишь разведкой боем, первыми всполохами последующего огненного смерча.
Ведутся спору по поводу того, сколько раз был женат Александр. Но, строго говоря, как у православного, каноническими возможно считать только три брака господаря. Так как в исследованиях и справочных материалах сущий разброд, я, как всегда в таких случаях, попробую опираться на данные историков-исследователей стран происхождения этих персонажей, в данном случае – Молдавии и Румынии.
Первой женой господаря была Маргарита Банффи (Банффи из Лошонца) происходившая из известного трансильванско-венгерского рода, оба ее сына умерли в младенчестве. Второй супругой Александра стала Анна (Неакша), возможно она была из Гедиминовичей.
В этом браке уже были выжившие дети: сын Илья I сам стал властителем княжества, о дочери Василисе ничего неизвестно кроме, пожалуй, того, что это мать самого легендарного человека эпохи в отдельно взятом регионе – Влада III Дракулы. Тут вроде бы без вариантов, так как других жен у отца Дракулы, Влада II, не зафиксировано в анналах истории.
Третья жена: Рингала – уже точно внучка Гедимина, дочь Кейстута, сестра Витовта, детей в этом браке не было и далее открывается список уже бастардов. Глядя на первое поколение потомков Александра Доброго, поневоле думаешь, что отстранение от прав наследования бастардов в странах Европы, было продиктовано не только религиозными, но и банально практическими соображениями… ради блага государства и если на то пошло, - то в конечном итоге и на благо того несчастного народа, который в этом государстве обитает в городках и весях.
Хотя, конечно, большинство господарей Молдавии (как и правители других королевств и княжеств) о простолюдинах думали в последнюю очередь.
так, пять сыновей (и все от разных матерей), из них только один законный и все пятеро стали правителями. Причем не по одному разу. И кроме генеалогической схемы для иллюстрации здесь понадобится отдельный список правлений. При таких раскладах – один к четырем, шансов уцелеть у законной ветви потомков Александра Доброго было мало и в итоге, победителем из хаоса вышла одна из четырех бастардских ветвей.
Первым на место отца заступил Илья I в 1432 году, как и полагается еще при жизни отца он был назначен преемником. Не помогло ни первородство, ни законнорожденность, ни попытка отца укрепить преемственность. Странно, но не помогли и родственные связи – еще в 1424-1427 годах (точно не установлено, он женился на польской дворянке Марии Гольшанской, которая была младшей сестрой Софии Гольшанской – четвертой жены короля Польши Владислава II Ягелло (в этом королевском браке у престарелого монарха, наконец-то появились сыновья).
Но несмотря на присягу Ильи, как вассала Польши, Владислав II не оказал ему помощи, когда уже в 1433 году против господаря восстали бояре и провозгласили новым господарем Стефана - бастарда Александра I. Матерью Стефана принято считать некую Стану, иногда называемую пятой женой Александра. Таким образом Стефан II стал первым господарем Молдавии из Мушатов внебрачного происхождения. А Илья, бежав в Польшу оказался в темнице – таким образом король Польши желал иметь рычаг давления на Стефана, который кстати, тотчас же ему присягнул.
Однако, история Ильи I на этом еще не завершилась. В 1434 году умирает старый Ягайло и новым королем Польши становится его сын Владислав III, позже прозванный Варненчиком. В молдавском направлении он собирался продолжить политику своего отца, вот только Илье Мушату удалось освободиться, вернуться в княжество и собрать вокруг себя сторонников. Король Польши с некоторым неудовольствием для себя оказался арбитром, ведь ему было просто удобнее иметь одного господаря Молдавии во главе княжества, а второго – у себя в тюрьме, для шантажа вассала.
Два брата – законный и бастард, сошлись в битве у Падраге 4 августа 1435 года. Итогом сражения стала «ничья», при посредничестве Владислава Ягеллона Молдавия была разделена, и братья стали править совместно. В 1443 году Стефану удалось схватить Илью, а Польше вскоре стало не до молдавских дел – Владислав III погиб в битве при Варне в 1444-ом. Оставшись на некоторое время без верховного сюзерена, Стефан II ослепил брата и выслал его в Польшу, где Илья и умер через 4 года. Но у Ильи I остались двое сыновей, которые вскоре начали уже свою борьбу.