Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Господари Молдавии в XV веке. Войны бастардов

Избавившись от единственного законного брата Ильи, Стефан II был вынужден взять к себе в соправители еще одного бастарда Александра Доброго – Петра II.

Здесь опять имеются разночтения в порядковых номерах. В нашей историографии этот сын Александра I учитывается как Петр II (1422-1448) а еще один его единокровный брат-бастард, имеющий то же имя – как Петр III Арон (1422-1469). Так вот уж получилось, что у господаря Молдавии в один год родилось сразу два внебрачных сына и обоих назвали Петрами. В румынской же историографии пошли иным путем: тот Петр, что умер в 1448 – Третий, а Петр по прозванию Арон вообще не имеет порядкового номера, несмотря на то, что тоже властвовал, да еще целых три раза.

Александр I
Александр I

Петр II был политически связан с другой (наряду с Владом Цепешем) легендарной и одной из самых известных личностей эпохи – воеводой Трансильвании Яношем Хуньяди (1407-1456), видным венгерским аристократом неясного этнического происхождения, добившимся небывалых успехов. Еще в 1445 году, Петр II попытался с помощью трансильванцев избавиться от Стефана, однако план провались, и Петр бежал к своему покровителю.

Но через два года, сын Ильи I, Роман мстит за своего отца, убивает Стефана II, и становится господарем Молдавии. Не единолично – своих сил у Романа не хватало, он опирался на поляков, но пришлось вступать в соглашение и с Хуньяди, который и навязал ему в соправители своего ставленника Петра II – началось его второе, также совместное правление.

Роман тяготился дядей-бастардом и ничего удивительно в том, что в том же 1447 году он попытался убить Петра II – тот удачно избежал смерти и опять бежал к своему покровителю. Согласно польскому хронисту Яну Длугошу, Ян Хуньяди выдал за Петра II которому не исполнилось еще и 26 лет, свою старшую сестру (имя ее не сохранилось) возрастом лет под 50.

Янош Хуньяди
Янош Хуньяди

Сложно сказать, какой политический расчет был в этом браке, разве что трансильванец решил устроить брачную жизнь своей сестры. Уже в следующем году, Петр II возвращается и свергает Романа. По одной из версий Роман II был немедленно убит своим дядей, по другой – ему удалось бежать в Польшу, где он и умер в Кракове в том же году в возрасте 22 лет, не оставив потомства.

Последнее, третье и единоличное правление Петра II оказалось совсем недолгим – с февраля-апреля 1448 года по октябрь. За это время он успел послать Яношу Хуньяди отряд в 3 тысячи всадников для участия в антиосманской кампании, довольно серьезный контингент, если учитывать размеры княжества и его состоянии при постоянных междоусобных столкновениях и турецких ударах.

Совершенно неожиданно, в октябре 1448 года, Петр II скончался. Как считается просто умер и всё – никакого заговора с отравлением, просто так получилось. И впервые с тех пор как первым правителем Молдавии стал Мушат, господарем княжества оказался кто-то иной, не относящийся к этой династии.

Правителем слегка вынуждено оказался некий Чубэр Моносло, венгерский дворянин хорватского происхождения, командир трансильванского отряда, посланного Яношем Хуньяди для укрепления власти Петра II. Имеются попытки и Чубэра привязать к династии Мушатов, под предлогом того, что молдавские бояре не стали бы терпеть «не Мушатина», но тут уж совсем не «клеится», эту версию мало кто поддерживает. По существу, Моносло был лишь «капитан-губернатором» Хуньяди, правил он два месяца, с октября 1448 по декабрь 1148/январь 1449 года и без боя сдал власть настоящему Мушатину.

Без указания дат правлений здесь не обойтись
Без указания дат правлений здесь не обойтись

Такой не замедлил явится, опирался он уже на поляков, что и немудрено – это был Александр II (Александрел) младший брат Романа, второй сын Ильи I и соответственно, двоюродный брат действующего короля Польши Казимира IV. Поляки снова вступили в борьбу за контроль над княжеством.

Но и знаменитый трансильванец не собирался отказываться от богатого края, тем более, что в претендентах – кому бы оказать помощь, недостатка пока не было, хвала, так сказать, любвеобильности Александра Доброго. И на историческую сцену, после долгих лет забвения в юности, выходит еще один бастард старого короля Александра – Богдан. (И это еще не последний, дамы и господа, прошу заметить). Что за женщина была матерью Богдана осталось неизвестным.