Если вам нравятся пожарные автомобили - этот репортаж специально для вас!
В Москве с огромным успехом прошла выставка старинных автомобилей и антиквариата "Олдтаймер-Галерея", посвященная пожарной охране СССР. Без преувеличения можно отметить, что автомобильная выставка одна из самых интересных за всю историю проведения. Такому набору экспонатов, представленных на Олдтаймер - Галереи позавидуют именитые музеи всего мира.
Публике представили уникальные экспонаты пожарной техники. Это первые советские пожарные автомобили АМО-Ф15 «Промет», ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 — с них начиналось отечественное производство пожарной техники. Уникальная в своем роде пожарная цистерна на шасси грузовика ЯГ-6 — единственного сохранившегося экземпляра этой модели. Послевоенные пожарные машины по-своему интересны, на их долю выпало тушить самые громкие пожары ХХ века - в гостинице «Россия» в 1977 году и в гостинице «Ленинград» в 1991 году.
Некоторые модели пожарных машин знакомы нам по кинофильмам, таким как комедия Григория Александрова «Волга-Волга», где можно видеть довоенные ПМЗ-1 и ПМГ-1, выезжающие на пожар с подобающим громким сигналом горниста и ударами в колокол. Или по комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» в трюковой сцене задействована автолестница АЛГ-17, по которой герой Андрея Миронов на ходу перебирается на крышу «Жигулей».
Эпоха 1920-х годов представлена пожарными машинами иностранного производства, которые использовались или могли использоваться советскими пожарными в те времена. Это и автомобили известных марок, например, «Кадиллак», переоборудованный для несения пожарной службы, и изделия специализированных фирм, таких как американские «Сигрейв», РЕО, «Деннис» и «Американ ЛаФранс».
Юбилейная экспозиция пожарной техники на «Олдтаймер-Галерее» собрала под одной крышей практически все сохранившиеся в центральной России пожарные машины, а те образцы техники, которые до наших дней не дожили, можно увидеть в том же зале, на выставке фотографий «Пожарный типаж», составленной из редких и уникальных архивных снимков. История отечественных автомобилей-огнеборцев отображена и в ретроспективе обложек журнала «Пожарное дело», охватывающей период с 1920-х до 1960-х годов, и в уникальной коллекции агитационных плакатов противопожарной тематики.
Автомобильная выставка раритетных и уникальных автомобилей "Олдтаймер-Галерея" проводится с 2002 года и всякий раз выставка представляет какую-то основную тематику — её экспонаты практически никогда не повторяются, это всегда громкие премьеры, автомобильные сенсации и удивительные сюрпризы. На этот раз специальная экспозиция посвящена пожарной охране СССР.
Все из вас помнят, что в СССР при пожаре нужно звонить - 01...
Итак. Давайте посмотрим самые редкие пожарные машины, которые отреставрированы до состояния музейных экспонатов. Руками трогать можно и фотографировать!
Seagrave Model 6WT
Seagrave Model 6WT (1927) американская пожарная машина. Классика пожаротушения США начала прошлого века. Эта спецтехника была очень популярна. Эту модель вы встретите в старых кинофильмах и видеохронике. На выставке её можно потрогать и даже посидеть за рулём легендарной пожарной машины.
Seagrave Model 6WT (1927) Основная функция этой американской пожарной машины – насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчета пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоема к месту тушения пожара.
Seagrave Model 6WT (1927) Автомобиль был приобретен в Америке в состоянии, требующем реставрации, но все восстановительные работы были проведены в России.
Dennis
Dennis (1929) Классический британский пожарный автомобиль с длинной выдвижной лестницей, насосом и различным оборудованием. Изготовлен фирмой Dennis Brothers, которой выпала длинная жизнь – с 1895 по 2001 год.
Dennis (1929) Кроме пожарных машин фирма запомнилась также грузовиками, автобусами и автомобилями военного назначения. В России известен лишь один пожарный автомобиль марки Dennis.
American LaFrance
American LaFrance (1925). История American LaFrance Fire Engine Company уходит корнями вглубь веков: считается, что ее история началась в 1832 году с производства ручных пожарных насосов и разного оборудования по борьбе с огнём. В автомобильную эпоху компания занялась и выпуском пожарных машин, одна из которых попала в Россию – это пожарная линейка с лестницей, цистерной и насосом.
REO
REO (1929) Марка REO – это инициалы её основателя Рэнсома Эли Олдса, отметившегося в истории также маркой Oldsmobile. Но если последняя ещё жива и входит в состав General Motors, то жизнь REO продлилась с 1905 по 1975 год. Пожарные машины REO сегодня стали раритетами. Один из сохранившихся – этот автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ручной сиреной и световыми спецсигналами.
REO (1929) Пожарные машины REO сегодня стали раритетами. Один из сохранившихся – этот автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ручной сиреной и световыми спецсигналами.
Klöckner-Deutz S3000
Klöckner-Deutz S3000 (1943) Пожарный Klöckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.
Magirus-Deutz 150 D10
Magirus-Deutz 150 D10 (1966) Пожарная техника всегда была главной в производственной программе немецкой фирмы Magirus, ведущей отсчёт своей истории с 1866 года. Фактически имя Magirus стало синонимом добротного и качественного немецкого пожарного автомобиля. В 1936 году фирма была выкуплена кёльнским акционерным обществом Deutz AG, после чего появилась двойная марка Magirus-Deutz.
International Harvester B120
Пожалуй что самая красивая пожарная машина прошлого столетия. International Harvester B120 (1960). Совсем недавно я делал репортаж об этом экземпляре пожарной машины. Это самая редкая пожарная машина в мире. Репортаж про эту автомашину смотрите - тут.
International Harvester B120 (1960) Шведская пожарная машина на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 литров в минуту, установленном спереди.
International Harvester B120 (1960) Автомобиль с 1995 года нес службу в пожарной части карельского города Костомукша, в 2005 году были списан, продан в частные руки и затем отреставрирован до первоначального состояния.
International Harvester B120 (1960)
International Harvester B120 (1960) Американский классический автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади.
Ford 798T
Уникальный Ford 798T (1947) Американцы отличаются своей любовью к пожарным машинам и огромному наличию хрома на кузове.
Ford 798T (1947) Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин.
Ford 798T (1947) Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.
Ford 798T (1947) Космические формы кузова. Дизайн этой пожарки впечатляет. Какие-то формы из будущего, хотя это 40-е года прошлого века - эпоха огромных масклкаров - американских мускулистых автомобилей.
Ford 798T (1947) Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.
Ну и конечно же, давайте с вами вспомним легендарные советские пожарные автомобили.
"Московский завод пожарных машин"
Первое название этого завода - завод №6 Автопромторга (или завод №6 ГУТАП в Москве - Миусский авторемонтный завод). Он являлся филиалом завода АМО и вырос из небольшого авторемонтного предприятия, став основным производителем пожарных автомобилей. Впоследствии завод был переименован в Московский завод пожарных машин.
В июне 1925 года на заводе №6 Автопромторга был выпущен первый советский пожарный автомобиль на 3-х тонном шасси "Паккарда". Этот автомобиль стал участником первой советской автомобильной выставки, состоявшейся 24 сентября 1925 года в Москве. В дальнейшем, из маленьких задымленных цехов завода ежемесячно выходили 10 автомобилей, что для того времени было большим достижением. Для пожарных автомобилей на заводе использовали преимущественно шасси ФИАТ грузоподъемностью 1,5 тонны и 3-х тонные шасси "Паккард" после их восстановительного ремонта.
К началу 1927 года заводом уже было выпущено около 400 пожарных автомобилей. В марте 1927 года на основании консультации с представителями промышленности, конструкторских и исследовательских органов центральный пожарный отдел на специальном совещании принял решение о том, "что при наличии в РСФСР отечественного производства пожарных автомобилей общеустановленного типа, ввоз таких автомобилей из-за границы не вызывается необходимостью". В конце 1927 года завод полностью перешел на использование шасси только отечественного производства - АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 тонны и Я-3 грузоподъемностью 3 тонны. С 1929 года производство пожарных машин было сосредоточено на заводе №6 ГУТАП в Москве (Миусский завод).
С октября 1931года Миусский авторемонтный завод (позже он получил название Московского завода пожарных машин) начал выпуск пожарных линеек на 12 человек на шасси автомобилей семейств ЗИС-5 и ГАЗ-АА, а впоследствии и цистерн на тех же шасси.
После войны завод приступил к выпуску пожарной техники на шасси ГАЗ-51/63 и ЗИС-150/164/151. Последние пожарные машины на шасси ЗИЛ-130 покинули завод в середине 60-ых годов ХХ века, а примерно в начале 80-ых годов заводские корпуса были разобраны и на его месте выросли жилые кварталы.
Автоцистерна ПМЗ-2 (1936) Вторая модель Миусского завода пожарных машин строилась на шасси ЗИС-5. Она получила цистерну большего объёма – на 1600 литров, благодаря чему удавалось потушить серьезное возгорание при помощи приезда только одной пожарной машины.
Автоцистерна ПМЗ-2 (1936) Машина ПМЗ-2 могла работать в качестве цистерны и автонасоса – за эту универсальность ее особенно любили советские пожарные.
Мастерская Евгения Шаманского
Знаменитая мастерская Евгения Шаманского привезла на выставку несколько своих уникальных пожарных автомашин. Давайте на них полюбуемся.
АМО-4
Автонасос на шасси АМО-4 (1934 год). Редкий ретро автомобиль, восстановленный в мастерской Шаманского.
Автонасос на шасси АМО-4 (1934)Сейчас трудно представить, что на Миусской площади, расположенной почти в центре Москвы, когда-то существовал Миусский завод пожарных машин, производивший пожарную технику. ПМЗ-1 – первая модель этого завода. Пожарная линейка была рассчитана на 12 человек, оснащалась центробежным насосом и баком на 360 литров воды, необходимой для тушения пожара.
ПМГ-1
Автонасос ПМГ-1 (1932) Первая полностью отечественная пожарная машина, ставшая самой распространенной в 30-е годы. Этот автомобиль вы можете увидеть в старой советской хронике. Именно эти автомобили приезжали на пожар.
Автонасос ПМГ-1 (1932) Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части в не очень крупных населенных пунктах.
Автонасос ПМГ-1 (1932) Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам.
Автонасос ПМГ-1 (1932)
Автонасос ПМГ-1 (1932)
Автонасос ПМГ-1 (1932)
ЯГ - 6
Ещё одна редкая пожарная автомашина ЯГ-6. Автоцистерна на шасси ЯГ-6 (1936) Грузовики Ярославского автомобильного завода – настоящие советские «тяжеловозы», бравшие на борт до 5 тонн груза. Пожарный ЯГ-6 выполнял функции цистерны для воды, доставляя ее к месту возгорания – в те годы водопровод ещё отсутствовал на окраинах городов, застроенных деревянными домами и бараками, служившими очень частыми объектами возгорания.
АМО-Ф15
Пожарная линейка на шасси АМО-Ф15 (1925) Грузовик АМО-Ф15 считается первым советским автомобилем, а созданная на его базе пожарная линейка – первой целиком советской пожарной машиной. До наших дней сохранились только две «пожарки» марки АМО, одна из них – в Политехническом музее, закрытом сейчас на реконструкцию. Реставрация пожарной линейки началась ещё во времена СССР и не завершена до сих пор.
ПМЗ-9М
Автоцистерна ПМЗ-9М (1951). Этот легендарный советский пожарный автомобиль помнят все.
Автоцистерна ПМЗ-9М (1951) Одна из основных пожарных машин 50-х годов, чаще всех мелькающая на фотографиях и в кинохронике тех лет. Конструкцию ПМЗ-9 разработали на Московском заводе пожарных машин – это была первая советская пожарная цистерна с закрытой кабиной и кузовом. Модификация ПМЗ-9М выпускалась на Прилукском заводе противопожарного оборудования с 1951 по 1955 год.
ПМЗ-11
Автоцистерна ПМЗ-11 (1955) Пожарные машины ПМЗ-11 в 50-е годы были самыми распространенными в провинции, ведь они специально создавались для решения масштабной задачи по обеспечению территории СССР пожарными автомобилями. Для этого идеально подходило простое и недорогое шасси довоенного грузовика ЗИС-5, выпускавшегося с 1944 года на Уральском автомобильном заводе в Миассе.
ПМЗ-18
Автонасос ПМЗ-18 (1956) С появлением новых моделей грузовиков обновлялись и пожарные машины на их шасси. Эта пожарная машина классический пример модернизации пожарного автотранспорта СССР.
Автонасос ПМЗ-18 (1956) На шасси ЗИЛ-164 Прилукский завод выпускал пожарную машину ПМЗ-18, способную перевозить 465 литров пенообразователя, заменяющего собой полторы-две тонны воды.
Автонасос ПМЗ-18 (1956) Боевой расчет составлял 10 человек, а к месту возгорания пожарная машина могла примчаться со скоростью 75 км/ч.
А сейчас внимание! Вопрос для эрудитов!
Что это за пожарная автомашина??? Пишите в комментариях.
АЦП-20
АЦП-20 на шасси ГАЗ-63 (1967) Автоцистерна могла доставить 950 литров воды и 105 литров пенообразователя в любую точку сельской местности, ведь она была создана на базе лучшего советского полноприводного грузовика – ГАЗ-63.
АЦП-20 на шасси ГАЗ-63 (1967) За пять лет выпуска Варгашинский завод изготовил 5710 экземпляров АЦП-20. Многие сохранились до сегодняшнего времени, некоторые стоят на постаментах.
Автоцистерна АЦ-20(51А)36 (1959)
Автоцистерна АЦ-20(51А)36 (1959) Пожарная цистерна на шасси грузовика ГАЗ-51А могла перевозить 1100 литров воды и 50 литров пенообразователя, насос перекачивал 20 литров в секунду. Была одной из самых распространенных пожарных машин.
Автоцистерна АЦ-20(51А)36 (1959) Выпуск ПМГ-36 продолжался с 1962 по 1967 год сразу на трех заводах противопожарного оборудования – Варшагинском, Грабовском и Кустанайском.
АЛГ-17
Автолестница АЛГ-17(51А)ЛЧ (1961) Цифра в названии модели означает длину лестницы – 17 метров. Ровно столько требовалось для проведения спасательно-эвакуационных работ в знаменитых домах-хрущевках. Пожарная лестница АЛГ-17 прославилась в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», именно по ней герой Андрея Миронова на полном ходу перебирался в «Жигули».
АВ-40
Ещё одна легенда пожаротушения. Автомобиль АВ-40( Урал -375)Ц50А на шасси Урал-375Н (1979) Автомобиль воздушно-пенного тушения стоял на страже советской нефти – он применялся для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих заводах и нефтехранилищах. Использовался в военной техники на труднодоступных участках пожаротушения.
АВ-40(375)Ц50А на шасси Урал-375Н (1979) Горящий резервуар АВ-40 тушил двумя пеноподъёмниками, а разлившиеся нефтепродукты – шестью пеногенераторами. В цистерне перевозилось 4000 литров пенообразователя и еще 180 литров – в баке.
АЛ-30
Автолестница АЛ-30(Зил -131)506 (1988). Классическая пожарная автолестница на базе Зил -131.
Автолестница АЛ-30(131)506 (1988) Шасси грузовика ЗИЛ-131.
Автолестница АЛ-30(131)506 (1988) Шасси грузовика ЗИЛ-131 стало основным для монтажа на нем телескопических автолестниц для проведения спасательных работ в верхних этажах зданий. Мощная лестница могла выдвигаться на 30 метров и держать на себе вес до 1000 кг, при этом вес всего автомобиля составляет 10185 кг.
Автолестница АЛ-30(131)506 (1988) Сконструированная еще в СССР лестница АЛ-30 до сих пор находится на службе в пожарной охране.
АЦ-40
Автоцистерна АЦ-40 (Зил-130) 63Б (1993 год). Самый популярный советский пожарный автомобиль - цистерна, созданный на платформе Зил-130.
Автоцистерна АЦ-40(130)63Б (1993). Считается лучшей советской пожарной цистерной. Первые образцы созданы в 1962 году, и за последующие десятилетия автоцистерна, растиражированная тысячами экземпляров, появилась в пожарных командах почти всех городов СССР и поставлялась на экспорт. Несколько автомобилей до сих пор находятся в строю и принимают участие в тушении пожаров.
АНР-40
Насосно-рукавный автомобиль АНР-40 (Зил -130) 127Б (1993). Ещё один пожарный автомобиль на платформе Зил- 130.
Насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б (1993) В начале 70-х городов АНР-40 стал новым типом пожарной машины в СССР.
Насосно-рукавный автомобиль АНР-40(130)127Б (1993) «Автомобиль насосно-рукавный» располагал специальным рукавным отсеком, в котором пожарные рукава укладывались гармошкой, благодаря чему АНР-40 мог прокладывать магистральные линии на ходу. До его появления рукава возили в скатках или на катушке, поэтому линии прокладывались вручную.
Автоцистерна АЦ-40(130)63Б (1993) Классический пожарный Зил из нашего детства, который можно еще встретить на улицах города.
Автоцистерна АЦ-40(130)63Б (1993) Считается лучшей советской пожарной цистерной. Этот пожарный автомобиль можно встретить сейчас в наше время.
Удивительный факт. Первые образцы автоцистерны АЦ-40(130)63Б созданы в 1962 году, и за последующие десятилетия автоцистерна, растиражированная тысячами экземпляров, появилась в пожарных командах почти всех городов СССР и поставлялась на экспорт. Несколько автомобилей до сих пор находятся в строю и принимают участие в тушении пожаров.
Вот такая уникальная выставка истории пожарной техники. Надеюсь вам понравились легендарные пожарные автомобили прошлого, по тревоге приезжающие на локализацию и устранение пожаров, спасающие жизни людей и их кров от огня.
Честь и слава пожарным автомобилям!
ВОТ ЕЩЁ:
Пожарные машины Советского Союза. При пожаре звонить 01 - тут!
Пожарные автомобили прошлого столетия в Москве - тут!
Самая редкая и красивая пожарная машина в мире - тут!
Добавьте описание
МОЙ ВК ТУТ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ
МОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОХУДЕТЬ, КАК Я НА 46 КГ - ТУТ
Всем спасибо за просмотр! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет красивее, интереснее, увлекательнее и мистичнее.
#пожарнаямашина #совесткиеавтомобили #пожарныеавтомобили #ретроавтомобили #пожар #ссср #история #зарулем #фотограф #фото #максимновиковский #фишай #рыбийглаз #пожарнаятехника #пожарник #спецтехника #музей #олдтаймер #галерея #олдтаймер