Найти в Дзене
Узнавай и удивляйся!

Константин Федорович Юон. Художник двух эпох.

Автопортрет. 1953 г.
Автопортрет. 1953 г.

Юон происходил из семьи осевших в России швейцарцев, однако в истории нашей живописи мало найдется столь "русских" художников, как он. Восприняв слова Валентина Серова, своего учителя: "В России жить - так русским быть", Юон всю жизнь служил русскому искусству и русскому народу.

Родился он в Москве, в 1875 году четвертым ребенком в семье страхового агента. Когда Константину было семь лет, художник-любитель, друг семьи, показал мальчику, как смешивать краски, и дал ему несколько советов касательно перспективы. Отныне Костя всё свободное время проводил за изображением предметов домашнего обихода и копированием картинок из иллюстрированных журналов.

Акварель "У Новодевичьего монастыря весной" (1900) стала первой работой Юона, приобретенной Третьяковской галереей.
Акварель "У Новодевичьего монастыря весной" (1900) стала первой работой Юона, приобретенной Третьяковской галереей.

В 1894 году, окончив реальное училище, Юон поступил в начальный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его первым учителем стал Николай Касаткин. Студентом он был едва ли не самым примерным и пунктуальным. Выставлять свои работы начал с первого курса учебы. По окончании в 1898 году училища, Юон по собственному желанию остался ещё на два года в классе Валентина Серова, перемежая занятия у него "пробежками" до класса Левитана, с которым он познакомился в 1897 году. В эти годы художник много работает, много думает и - много ездит по свету.

Более питательной среды, чем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, для начинающего художника в те годы найти было трудно. Там царила куда менее чопорная атмосфера, чем в Петербургской Академии художеств, наставники (а среди них были такие мастера, как Саврасов, Перов, Поленов, Коровин, Левитан, Серов) часто становились чуть не лучшими друзьями учеников.

"Мартовское солнце" (1915) Автор передает своё живое впечатление от ещё морозного мартовского утра, но уже предвозвещающего весеннее пробуждение природы.
"Мартовское солнце" (1915) Автор передает своё живое впечатление от ещё морозного мартовского утра, но уже предвозвещающего весеннее пробуждение природы.

Известностью и признанием Константин Федорович обделён не был. Ещё в ту пору, когда он не вышел "из-под опеки" Серова, московские и петербургские коллекционеры уже наперебой покупали его работы. Юон постоянно участвовал в выставках "Мира искусства" и Союза русских художников. А в 1906 году, когда в Берлине и Париже прошли устроенные Сергеем Дягилевым выставки русского искусства, о Юоне заговорили за рубежом. Выставка имела огромный успех. В дальнейшем известность Юона лишь упрочилась, а советское искусствоведение, увидев в нем идеальный пример того, как органично может мастер "старой школы" вписаться в "новую действительность", наградило его безмерным почтением. 

"Утро индустриальной Москвы" (1949) было увидено художником из окна собственной квартиры близ Курского вокзала.
"Утро индустриальной Москвы" (1949) было увидено художником из окна собственной квартиры близ Курского вокзала.

Сам он так выражал своё отношение к революционным событиям: "Идеи и лозунги революции всколыхнули умы, заставили волноваться и мыслить по-новому... Многие, ранее не служившие, пошли служить народу". Сам Юон "пошел служить" в МОНО (Московский отдел народного образования), где отвечал за организацию художественного обучения в школах, студиях и домах народного творчества. 

В 1940 году ему присудили степень доктора искусствоведческих наук, в 1948 году он стал директором НИИ Академии художеств СССР, в 1956 году - первым секретарем правления Союза художников СССР. Имел мастер и возможность "влиять на умы" молодых живописцев, преподавая в Ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте им. В. И. Сурикова. Умер Константин Федорович Юон в Москве 11 апреля 1958 года 

Творческая судьба Юона складывалась - по крайней мере на внешний взгляд - счастливо. Он не испытывал ни испепеляющих душу разочарований, ни томительных кризисов. Мастер работал планомерно, без творческих "запоев", но и без длительных остановок, даже с какой-то педантичностью. "Мой художественный путь, - писал Юон, - в целом был лишён каких-либо значительных колебаний".

Спасибо за внимание!

Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!