Юон происходил из семьи осевших в России швейцарцев, однако в истории нашей живописи мало найдется столь "русских" художников, как он. Восприняв слова Валентина Серова, своего учителя: "В России жить - так русским быть", Юон всю жизнь служил русскому искусству и русскому народу.
Родился он в Москве, в 1875 году четвертым ребенком в семье страхового агента. Когда Константину было семь лет, художник-любитель, друг семьи, показал мальчику, как смешивать краски, и дал ему несколько советов касательно перспективы. Отныне Костя всё свободное время проводил за изображением предметов домашнего обихода и копированием картинок из иллюстрированных журналов.
В 1894 году, окончив реальное училище, Юон поступил в начальный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его первым учителем стал Николай Касаткин. Студентом он был едва ли не самым примерным и пунктуальным. Выставлять свои работы начал с первого курса учебы. По окончании в 1898 году училища, Юон по собственному желанию остался ещё на два года в классе Валентина Серова, перемежая занятия у него "пробежками" до класса Левитана, с которым он познакомился в 1897 году. В эти годы художник много работает, много думает и - много ездит по свету.
Более питательной среды, чем Московское училище живописи, ваяния и зодчества, для начинающего художника в те годы найти было трудно. Там царила куда менее чопорная атмосфера, чем в Петербургской Академии художеств, наставники (а среди них были такие мастера, как Саврасов, Перов, Поленов, Коровин, Левитан, Серов) часто становились чуть не лучшими друзьями учеников.
Известностью и признанием Константин Федорович обделён не был. Ещё в ту пору, когда он не вышел "из-под опеки" Серова, московские и петербургские коллекционеры уже наперебой покупали его работы. Юон постоянно участвовал в выставках "Мира искусства" и Союза русских художников. А в 1906 году, когда в Берлине и Париже прошли устроенные Сергеем Дягилевым выставки русского искусства, о Юоне заговорили за рубежом. Выставка имела огромный успех. В дальнейшем известность Юона лишь упрочилась, а советское искусствоведение, увидев в нем идеальный пример того, как органично может мастер "старой школы" вписаться в "новую действительность", наградило его безмерным почтением.
Сам он так выражал своё отношение к революционным событиям: "Идеи и лозунги революции всколыхнули умы, заставили волноваться и мыслить по-новому... Многие, ранее не служившие, пошли служить народу". Сам Юон "пошел служить" в МОНО (Московский отдел народного образования), где отвечал за организацию художественного обучения в школах, студиях и домах народного творчества.
В 1940 году ему присудили степень доктора искусствоведческих наук, в 1948 году он стал директором НИИ Академии художеств СССР, в 1956 году - первым секретарем правления Союза художников СССР. Имел мастер и возможность "влиять на умы" молодых живописцев, преподавая в Ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте им. В. И. Сурикова. Умер Константин Федорович Юон в Москве 11 апреля 1958 года
Творческая судьба Юона складывалась - по крайней мере на внешний взгляд - счастливо. Он не испытывал ни испепеляющих душу разочарований, ни томительных кризисов. Мастер работал планомерно, без творческих "запоев", но и без длительных остановок, даже с какой-то педантичностью. "Мой художественный путь, - писал Юон, - в целом был лишён каких-либо значительных колебаний".
Спасибо за внимание!
Ставьте 👍 и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!