Чтобы была ощутима прибавка к зарплате учителя, ему надо брать больше часов. Таким образом, глядишь, и оклад поднимется до МРОТ. Напомню, что МРОТ нынче 19 232 рубля. Это сколько же надо часов отработать, чтобы дотянуть до этого заветного числа? Чтобы хватило на жизнь? Сколько ставок брать оплачиваемых? А то нам всё говорят, что бухгалтерия не пропускает больше 1,5 ставки. А администрация разрешает, однако.
Профсоюз "Учитель" провёл мониторинг окладов в регионах
Эти оклады установлены правительствами регионов. Сравнение проводилось с уровнем МРОТ в 19 242 ₽, который вступил в силу 1 января 2024 года. Данные собирались для учителей с высшим образованием.
Результат мониторинга таков
- В 40 % регионов оклады педработников не превышают половины МРОТ (от 3420 до 9580 руб).
- В 39 % регионов оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9668 руб. в Курской области до 14091 руб. в Томской).
- В 9% регионов оклады от 75 до 100% МРОТ.
- А вот в Ямало-Ненецком АО, Магаданской области и Приморском крае оклады выше МРОТ.
- Самыми скупыми оказались Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская АО, Вологодская область и Республика Алтай. Там оклады учителей не превышают 5 тысяч рублей.
Что остаётся делать учителям, ведь они опять не почувствовали повышения?
Остаётся продолжать брать по 1,5-2 ставки, не отказываться от дополнительной работы в школе или за её пределами, заниматься репетиторством. А те, кто не выдержит такого объёма работы потихоньку увольняются.
А Минпросвещения продолжают латать дыры дефицита кадров за счёт пенсионеров, студентов и программы "Земский учитель". Про выпускников вузов стараются не вспоминать. Однако, что с ними?
А где же выпускники вузов?
Мало вузы выпускают учителей? Да вроде, судя по отчётам, их достаточно. Каждый год число абитуриентов педагогических вузов растёт. Педагогов каждый год выпускается в избытке. А где же они? Почему не идут в школу?
А зачем им туда идти? У них нет привязки к школе, они идут туда, где больше зарплата и меньше ответственности. Это их право.
Поэтому то несколько лет назад в школу стали брать всех желающих с любым высшим образованием. Для работы им всего то надо пройти курсы переподготовки. И вот перед нами учитель физики или химии, математики и музыки. В школе есть юристы, ветеринары, агрономы и экономисты. Теперь они - учителя. Но и они не могут покрыть все вакансии.
Так где же найти учителей?
А может вспомнить о целевом наборе в вузы? Помните, такие абитуриенты раньше поступали вне конкурса и после обучения шли работать в родную школу? Оказывается, сейчас такого нет, так как школы, муниципалитеты не имеют средств на это. Круг замкнулся и остаются одни лишь студенты. На них вся надежда. Надо с ними работать, заинтересовывать, показывать привлекательность профессии и уговаривать вернуться в школу после окончания вуза. Кстати, умелые руководители школ как раз этим сейчас занимаются.
Но ведь завлечь и увлечь можно, а что потом? После того, как нагрузят молодого педагога до 1, 5 ставки и как получит он первую зарплату, так и увлечение как рукой снимет.
Будут достойные зарплаты, учителя найдутся, вернутся, будут держаться за своё место. А пока так и будет продолжаться переселение учителей в богатые регионы и уход из школы в другие сферы.
- Если есть другие способы поднятия зарплаты, расскажите. Интересно узнать.