Найти тему

Яндекс продолжает выводить из России десятки млрд рублей, пока это возможно

Оглавление

Яндекс опубликовал отчетность за полный 2023 год. Компания повторила прежнюю информацию о разделении бизнеса, а также рассказала, что условия продажи российского бизнеса утверждены советом директоров, а всеобщее собрание акционеров по данному вопросу назначено на 7 марта 2024 года. Так что уже через три недели судьба корпорации полностью будет решена. И возможно, 1 квартал 2024 станет последним в истории объединенной корпорации под управлением нидерландского юрлица.

В отчётности есть интересная "аномалия", которая может являться свидетельством существования непубличного соглашения, которое позволяет забрать из России больше денег, чем было официально озвучено.

Для начала давайте кратко пройдёмся по основным цифрам и интересным фактам из годового отчёта, а во второй части публикации я расскажу, что я имею ввиду под "аномалией".

1). Основные факты и цифры

Выручка Яндекса выросла на 53% в сравнении с 2022 годом и достигла 800 млрд ₽ за полный 2023 год. Отношение рыночной капитализации к выручке (price to sales, P/S) составляет 1,5. Это аномально низкий показатель для технологической компании, способной расти на 40-50% в год на протяжении нескольких лет кряду. Очевидно, это связано с опасениями вокруг сделки по разделению бизнесов.

Традиционная рубрика "Сколько зарабатывают сотрудники Яндекса":

-2

В Яндексе сейчас уже 26,3 тыс. сотрудников, и на персонал уходит 20% всей выручки компании или 49,9 млрд ₽ за квартал (3 месяца).

Ежемесячные расходы на одного сотрудника Яндекса составляют 632'700₽

Если вы работаете в Яндексе, можете вычесть из суммы отчисления в соцстрах, пенс. фонд и налоговую и понять, насколько больше (или меньше) вы зарабатываете, относительно среднестатистического сотрудника.

-3

Прибыль ключевой кэш-машины - сегмента "Поиск и портал" за 2023 год составила 173 млрд ₽, рентабельность остается высокой, 51%.

-4

Общая сумма чеков в сегменте Райдтеха (Такси, Самокаты, Каршеринг) составила 1,1 триллиона рублей (+45% г/г). Конечно же, весь наш чек за поездку на такси не считается выручкой Яндекса, в выручку идёт только комиссия сервиса. Так, из этой суммы 974 млрд ₽ ушло партнёрам сервиса.

К сожалению, в этом отчете Яндекс скрыл показатели рентабельности сегментов "Райдтех" и "E-commerce", объединив их.

-5

К сожалению, Яндекс.Маркет отстает от главных конкурентов, и фактически проигрывает "гонку вооружений в E-commerce". Темпы роста GMV (объем продаж на площадке) составляют +64% г/г. Вчера OZON выпустил операционные результаты за 2023, и у Озона оборот увеличился на 110%, достигнув 1,7 трлн ₽ (против 0,5 трлн ₽ у Я.Маркета).

Естественно, для Яндекса этот бизнес является глубоко убыточным, в отличии от OZON, которому удалось выйти на положительную рентабельность по итогам 2023.

Пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, компания в хвалится в пресс-релизе хорошей синергией между Я.Маркетом и финтех-сервисами.

-6

Яндекс Плюс стал прибыльным по итогам полного 2023 года. При достижении планки 30 млн подписчиков сервиса, экономика сервиса сошлась.

-7

Плавно подбираясь ко второй части публикации, обращаю внимание на сегмент "Прочие Бизнес-Юниты и Инициативы". Сегмент глубоко убыточен, причем убытки удваиваются из года в год и достигли рекордных 56,8 млрд ₽ за 2023.

Сегмент генерирует 82,7 млрд ₽ выручки, и фактически 2/3 выручки приходится на российское подразделение Cloud (основные клиенты: Магнит, Норникель, Вкусно и точка, Hoff, ОТП-Банк, М.Видео-Эльдорадо) и подразделение "Девайсы", продающее Яндекс Станции. Ранее Яндекс с гордостью демонстрировал, что "Девайсы" вышли на устойчивую положительную рентабельность, но с осени 2022 года компания решила скрывать ключевые показатели по отдельным подразделениям своих "БЮ и Инициатив".

2). Аномальные убытки в "Прочих Бизнес-Юнитах"

Впервые я обратил внимание на эту аномалию в июле прошлого года. Тогда мой пост "Яндекс выводит за границу деньги, пока это возможно" собрал более 300 тыс. просмотров на всех площадках. С того момента, отток средств только увеличился:

-8

Больше всего в отчете за 2023 год меня поразили затраты на "Прочие Бизнес-Юниты". Они в 7 раз выше, чем в 2020 году и в 4 раза выше, чем в 2021 году. Давайте обратимся к официальному пояснению, из чего состоит сегмент:

Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Yandex Cloud, Яндекс 360, Яндекс Образование (Практикум и другие образовательные инициативы), Устройства и Алису, Финтех (в том числе Yandex Pay и Яндекс ID) и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую

Большинство подразделений остаются в рамках утвержденной Сделки за нидерландским холдингом Yandex N.V. Также в отчетности написано, что данный сегмент содержит в себе "Расходы на финансовые и юридические услуги".

Фактически, среди российских подразделений данного сегмента остаются Девайсы (положительная рентабельность), а также Яндекс 360 и Финтех (рентабельность неизвестна). И есть определённые сомнения, что именно эти бизнесы обходятся Яндексу в 56 млрд ₽ в год.

Можно вспомнить, сколько стоили все "Инициативы" ранее - в 2020-2021 гг. Уже тогда развивались и сегмент автономных автомобилей SDG, и прочие экспериментальные дорогостоящие штуки. И обычно Яндекс тратил на это 2-3,5 млрд ₽ в квартал.

-9

Средний уровень расходов на "Инициативы" в 2020-2021 гг. составил 2,8 млрд ₽ в квартал.

В 2022 году ситуация кардинально поменялась:

-10

Начиная с 2022 года, темпы роста затрат на этот секретный сегмент выросли многократно. Причем, изменялись они волнообразно. Так например, во 2 квартале 2022 года все мы помним о введении существенных ограничений на вывод капитала за рубеж, и в этом квартале затраты на "Прочие бизнес-юниты" были в пределах нормы, составив 2,9 млрд ₽ за квартал.

Аномальные расходы появились уже в 1 квартале 2022, и они выросли многократно в 2023 году. Вот эти расходы по кварталам:

  • 1Q22: 6,1 млрд ₽;
  • 3Q22: 10,2 млрд ₽;
  • 4Q22: 7,6 млрд ₽;
  • 1Q23: 11,1 млрд ₽;
  • 2Q23: 12,3 млрд ₽;
  • 3Q23: 17,7 млрд ₽;
  • 4Q23: 15,8 млрд ₽.

Оценка на базе чистого убытка может быть весьма скромной, т.к. в этом сегменте есть прибыльный бизнес по продаже Яндекс Станций, который работает в российском контуре. Показатель рентабельности предусмотрительно скрыт.

Всего расходы на "Прочие бизнес-юниты" за два года составили 86,6 млрд ₽. С учетом возможных расходов на гармоничный рост российского экспериментального подразделения, я вижу, что из российского Яндекса было выкачано около 62 миллиардов рублей за два года.

Чистая прибыль Яндекса за эти два года весьма скромная - 38,2 млрд ₽. Без выкачки средств она могла бы превысить 100 млрд ₽ по итогам двух лет. Скорректированная чистая прибыль за 2023 год без "эффекта выкачки" составила бы 71,4 млрд ₽ вместо имеющихся 27,4 млрд ₽.
У меня нет никаких сомнений в том, что это является важной непубличной частью Сделки по разделу компании.

Такой объем средств выкачать без согласования с "важными парнями" было бы невозможно. Это договорняк.

Окончательный эффект от выкачивания средств мы увидим после объявления результатов за 1 квартал 2024 года. У меня нет сомнений, что этот процесс продолжится. А вот в первых отчетах российского МКАО "Яндекс" я ожидаю увидеть снижение убытка "Прочих Бизнес-Юнитов" до нормального уровня. Буду держать в курсе. Для меня это важно, т.к. я периодически покупаю акции Яндекса ещё с 2018 года.

---

Я старался, потратил много времени и сил. Лучшей благодарностью будет положительная оценка поста и подписка на скромный личный блог (это не стоит денег).