Страшновато было идти на Машук за крокусами: совсем недавно он горел и тяжело было видеть обугленные склоны своими глазами. Но то, что я увидела - это радость и боль одновременно. Прогуляетесь со мной?
В путь меня позвало невероятное утреннее небо, расколовшееся пополам. Только что было хмуро, но чем выше выходило солнце, тем меньше облаков становилось на небосклоне. В конце концов, вопреки всем прогнозам день стал ясным - в этот момент я уже начала подниматься на Машук.
Для подъёма выбрала свой любимый маршрут по южному склону - тропу Бернардацци. Ох, не зря они выбрали это место!
Живописный южный склон хорошо прогревается солнышком, что позволяет легко подняться здесь и в условно-зимний день. Ну как "легко" - тропа довольно крутая, но очень интересная: шагая по каменным выступам как по ступенькам, взбираешься по лесу из дубового "кустарника". Не нудно, не скучно, не утомительно.
На всём протяжении пути открывается вид на Пятигорск, который постепенно уплывает всё ниже и ниже - пока не становится привычно-миниатюрным с вершины Машука.
Здесь у меня есть любимые места: каменное "окошко" в скалах с видом на Пятигорск, а ещё забавная мордочка машукского "истукана". Он выглядывает из-за угла и как будто говорит: "Пс-с-ст!! Передохнуть не желаешь?!"
Я поднималась на Машук 14 февраля - и мне на телефон сыпались открыточки от тех, кто вспомнил обо мне в этот день. Очень приятно! От любимого Пятигорска я тоже получила валентинку: нарисованное на скалах красное сердце я вижу здесь впервые!
А теперь о грустном... Подгоревшие склоны я обнаружила ещё в самом начале пути. Машук поджигали в четырёх местах - и именно здесь огонь не сильно разошёлся. Сгорели трава и мусор, слегка обуглив ветви кустарников.
Основной пожар пришёлся на ложбинку под канатной дорогой - и этот лес было хорошо видно с разных точек тропы.
Там где когда-то бушевала огненная осенняя листва, создавая неповторимые краски пейзажа, чернеют теперь обожжённые пальцы веток. Страшное зрелище!
А почти у самой вершины стало видно масштабы бедствия. Огонь дошёл практически до верхней станции канатной дороги, лизнул ограду могилы Пастухова, закоптил белоснежные камни Машука.
Ветви низкорослых кустарников хватали за штанины, оставляя на них белые следы пепла. Я лезла по этой выжженной земле, потому что среди чёрного выгоревшего пейзажа я увидела...
...Я увидела белоснежный крокус. В этом хаосе, кисло пахнущем пожаром, страхом и бедой, он вселял радость и надежду на то, что всё будет хорошо! Он был не один: тут и там повылезали живые маячки, которым я радовалась как родным! Выжили!
Курортники как обычно бродили у столбов-указателей, не ведая, что на пару шагов ниже по склону Машук живёт своей вечной горной жизнью: крокусы усыпали склон скромными бутонами, пчёлки перелетали от цветка к цветку, ветер шелестел сухими травами.
Развалившись на солнце на уровне долгожданных первоцветов, я наслаждалась этим подарком природы: кусочком весны в непредсказуемый февраль. От земли шёл тёплый пряный запах ароматных трав, который я всегда сравниваю с одним: домбайский чай)))
Спускаться я решила через надпись ПЯТИГОРСК - не хотелось идти по асфальту. Устроив нехитрый пикник у буквы "П", с видом на гору Бештау и район Белая Ромашка, я ломанулась напрямки вниз по склону.
Тропа, которая когда-то показалась мне невероятно трудной, в этот раз почему-то далась на удивление легко: спустя минут 20 я уже была на Поляне песен. Вот что это было?! Нескользкая подошва, трекинговая палка или очень вкусный бутерброд с огурчиком, придавший сил? Или всё вместе, включая моральную готовность к "сложной тропе"? Машук не перестаёт меня удивлять.
Этот белый цветок на пепелище не на шутку меня взволновал. Вот это тяга к жизни! Такой нужный и своевременный знак, что несмотря ни на что - жизнь продолжается!
Уже через пару дней похолодало. Февраль вновь заявил о своих правах - и Пятигорск, хлебнув тепла и солнца, опять погрузился в серый промозглый сон.
- Погода на улице так себе.
- Как будто февраль какой-то!
(из телеграм-канала мэра Пятигорска, Ворошилова Дмитрия Юрьевича)
Крокусы на Машуке захватил ледяной плен. Но я верю, что с ними всё будет в порядке. Они очень храбрые и отважные: им не страшен ни огонь, ни лёд. Наши хрупкие и нежные предвестники долгожданного тепла и весны...