Выйти на палубу из теплого салона, повернуть голову, замереть в каком-то щенячьем восторге, кинуться обратно в салон за фотоаппаратом, крича там что-то невразумительное, увлекая всех за собой, потом понять, что на фотографии ничего этого не выйдет, просто стоять и смотреть, как на тебя надвигаются, вздымаясь из моря своими невообразимыми пиками и хребтами, густо обмазанными облаками, величественные Лофотены...
Предисловие
А началось всё прозаично. Каждое лето я придумывал для семьи какое-то новое путешествие - конечно, самостоятельное, то есть без привлечения турагентств. Так и дешевле, и интереснее. Ну не могу я лежать две недели на пляже, закидываясь бесплатными напитками в баре. Так, два последних лета ездили на машине "на югá" - сначала в Хорватию с возвращением через Альпы и Геманию-Швецию, а годом позже - через всю материковую Италию с паромом в Албанию и последующим отдыхом в Черногории.
Но, после весеннего велопохода по Куршской косе с мужской частью нашей семьи, созрело желание проехать что-то подобное уже в полном составе. Концепция набросалась достаточно быстро: небольшой велопоход по Норвегии, где давно хотели побывать летом (из всего изобилия красот остановились на Лофотенских островах - как наиболее пригодных для начинающих велотуристов), потом заехать погостить в Швецию к брату, ну и посетить на велосипедах близлежащую Данию - так сказать, добавив ее в коллекцию посещенных стран. Самое сложное оказалось уместить всё это в 2-недельный отпуск. Но, в крайнем случае, можно было чем-то пожертвовать. Конечно, не Норвегией.
Да, незадолго до выезда я узнал, что в Финляндии, в городе Тахко, будет проходить гонка TahkoMTB и зарегистрировал туда Костика. Сам подавать заявку не стал, так как у меня на тот момент был только складничок, да и в гонках до этого ни разу не участвовал. А у Костика опыт уже был.
К сожалению, потом оказалось, что детский старт перенесли с субботы на пятницу. Поэтому пришлось заявку отозвать. По-моему, нам даже стартовый взнос вернули.
Но на гонку по пути всё же заехали. Место красивое, атмосфера веломарафонская.
А первым местом остановки мы выбрали Оулу - велосипедную столицу Финляндии. Остановились в забронированном на две ночи через airbnb домике, который оказался достаточно милым, и легли спать, намереваясь на следующий день покататься по городу и окрестностям.
Самое время сделать лирическое отступление и рассказать о нашем снаряжении и подготовке. У меня был складной велосипед Bickerton Junction 1607, у Надюши (жены) - тоже на складничок - недавно подаренный ей на день рождения Cronus цвета тиффани, у старшего сыны Юры - уже бывалый Stels Navigator 510, а младшему, Костику, купили незадолго до поездки горный GT на 20-дюймовых колесах с ригидной вилкой. По сравнению с его прежним совсем нелегким Nopsa с 3-скоростной планетарной втулкой, на котором он покорял Куршскую косу - просто небо и земля.
Из сумок "настоящие велопоходные" ПИК-99 были только у меня. Остальные довольствовались обычными рюкзаками, пристегнутыми шнурами к багажникам. Палатка - из какого-то гипера (кстати, на удивление оказалась достаточно надёжной - до сих пор не течет и не рвется). Спальники заказали через Озон, а пенки и все остальное для велосипедов (шлемы-фонарики-звоночки - без этого нельзя ездить по Скандинавии) купили в Спортмастере. Да, нарамные сумочки и что-то еще было из Декатлона. Из запчастей взяли с собой только камеры, насосы и ремкомплекты для заклейки камер. Судя по книге И.Гуревича и Ко "Велосипед и путешествия", которая у меня была в то время настольной, остальное ломается крайне редко, а значит, можно не брать. Мысль, конечно, авантюрная, но в той поездке сработала. Кстати, даже ни одного прокола не было. Новичкам везёт.
Чуть не забыл - ещё мы с Надей решили прикупить себе по комплекту велоформы. У детей какая-то одежда для спорта была, поэтому ограничились собой. За этим направились во всем известную "Велоодежду" на Васильевском. Конечно, никаких памперсов-контактов брать не стали - мы пока ещё нормальные - но штаны и джерси с длинным рукавом взяли.
Как я уже говорил, у нас с мальчишками за плечами уже был пятидневный велопоход Клайпеда-Калининград, поэтому мы чувствовали себя бывалыми путешественниками. А вот у нашей мамы такого опыта не было. Поэтому мы на одних из выходных приняли решение поехать в ПВД с палаткой, чтобы на месте понять, что у нас правильно, а что нет. Так как у нас с велодорожками не густо, а дорог с низким трафиком мы не знали, решили прокатиться из Сестрорецка в Зеленогорск с ночевкой на пляже в Комарово. Да, километраж небольшой, но примерно так мы и планировали ехать по Норвегии. Километров 30 в день - куда уж больше... Забегая наперед - реальность оказалась суровее. К тому же мы не учли такую особенность Норвегии как рельеф. Но в целом, проверка показала нашу готовность. Снаряжение не подвело, мы устали не сильно. Вот немного фото той поездки:
Что ж, вернемся в Оулу, где тем временем наступило утро и мы поехали в центр.
А вот так выглядела наша машина:
Всё уместилось, даже не пришлось складывать часть заднего сиденья.
Велодорожки - и правда - везде. В принципе, как и в остальной Финляндии. Я не заметил каких-то разительных отличий от той же Иматры. Тут надо бы вставить что-то типа "к хорошему быстро привыкаешь". Но если быстро привыкаешь, то оно так и должно быть, я думаю. Может и у нас так будет. Когда-нибудь.
Итак, Оулу. Экскурсию по городу проводить не буду - мы просто катались и смотрели вокруг, фотографируя что-то красивое и интересное.
Вот самая известная достопримечательность Оулу. Костя ее назвал "Полицейский - каменный гном". Хотя он металлический.
Перекусили на рыночной площади свежепожаренной рыбкой. Объедение! И хватило одной тарелки на всех. Кстати, почему такая кухня у нас непопулярна? Вкуснее же, чем повсеместная шаверма-шаурма.
Отдохнули на набережной
и двинули к дому.
Приехав домой, вечером порадовались победе нашей сборной над сборной Испании и наутро тронулись в путь в сторону Норвегии.
А нет, наутро мы поехали в местную СТО, где нам поменяли колодки на машине (старые неожиданно завизжали еще на съезде с нашего КАДа; так и ехали до Оулу, стараясь не тормозить). Да, мог бы и сам, но времени было больше жалко, чем денег.
А потом уже в сторону Норвегии.
По пути заехали в город Tornio. Пошутили: а лучше бы в Torino. Оставили машину на одной из парковок и поехали на прогулку.
Из интересностей - этот финский городок практически сросся со шведской Хапарандой. Было интересно сфотографироваться на велосипедах на границе и запостить в ВК - пусть думают, что мы такие крутые и на великах уже в Швецию въезжаем! Но солнце светило со шведской стороны, и фото получилось так себе.
Хотя вот тут получше:
Но никто ничего не написал. Это как помните у Хармса:
Хвилищевский ел клюкву, стараясь не морщиться. Он ждал, что все скажут: «Какая сила характера!» Но никто не сказал ничего.
Ну а мы на шведской стороне ели не клюкву, а клубнику с мороженым, купленные в Финляндии. И тоже не морщились.
Было очень тепло, казалось, что едем не на север, а на юг.
Прокатились вдоль бухты Kaupunginlahti
и остановились в центре города.
А я поехал в Финляндию за машиной (звучит, а?).
На этом завершаю предисловие, так как впереди
Норвегия
На территорию Королевства мы въехали уже ночью. Хотя на здешних широтах это не особо заметно. Сначала было просто красиво, что-то вроде этого:
Но потом началось такое, что просто сносило голову от какой-то неземной красоты:
Кажется, что картинка компьютерная, но нет (хотя тут качество съедено дважды, от прежнего фото только очертания):
На въезде в Будё повсеместно стоят знаки "Платная дорога", но никаких будочек с тётеньками нет. Поэтому мы просто ехали вперед. Хотя и несколько нервно.
Прокатились по центру, парковка везде платная. Но неожиданно увидели "Билтему" и парковку при ней. Там и расположились на ночлег. А потом решили и вовсе машину оставить здесь. Ну а что, бесплатно. И паромный терминал недалеко.
А вот и он. Скромненько, но со вкусом:
И наш паром, похожий на игрушечный утюжок:
Купили билеты, загрузились. Костик был бодрячком, а вот Юрка явно не выспался.
Похоже, я тоже:
Загорающих на палубе было немного.
И вот, неотвратимо и величественно надвигаются они. Лофотены. Пытаюсь найти тот самый фильтр, который передал бы их атмосферу. Но тщетно.
Вышли на берег в порту Москенеса. Попадаешь сюда и понимаешь - тут всё по-другому.
Решили сначала доехать до самого южного населенного пункта Лофотен, который носит, пожалуй, самое короткое и ёмкое в мире название - Å.
Костик ехал через силу и капризничал. Я даже подумал, ну всё, приехали. Но подкрепившись, пришёл в норму.
Вот так здесь повсеместно сушат треску. А потом продают в пакетиках по 250 крон.
Перекусив в Å, двинули на север. В планах было доехать до пляжа Квалвика, который входит в топ самых красивых пляжей мира, и там переночевать.
Вскоре стало как-то попросторнее - то ли дороги стали пошире, то ли погода наладилась.
Так, да. Мосты. Знаменитые горбатые норвежские мосты. Есть и вполне себе безобидные, но есть и попирающие небо. И по поводу рельефа. В принципе, из всех передач моего складничка самой важной была первая. Казалось, что мы или пёрли всё время вверх, или неслись вниз быстрее скорости вращения педалей. Но, возможно, это только казалось после равнинного Питера.
Несмотря на всё это, скоро поездка стала нравиться всем. Действительно, атмосфера Лофотенских островов не сравнима ни с чем. Виды, запахи - в совокупности с преодолением подъемов и головокружительными спусками - всё это смешивалось в какой-то волшебный коктейль абсолютного счастья!
Где ещё такое можно увидеть?
Многие мостики были так узки, что располагали только одной полосой для транспорта и тротуаром с одной стороны:
А это рорбу - традиционные рыбацкие хижины:
Юрка от наплыва чувств корчит рожи:
Знаете, сколько мы на этот момент проехали? Всего-то 30 км, а впечатлений - на добрую половину жизни.
Невообразимые линии гор:
Итак, перед нами два моста, за которым находится пляж Квалвика, где мы и собрались разбить лагерь.
Чтобы попасть на пляж, надо подняться на перевал и спуститься с той стороны горы. Мы оставили велосипеды и часть вещей внизу и пошли вперед. Дорожка сначала была благоустроенной, даже имела деревянный настил, но постепенно стала просто тропкой, петляющей меж камней и валунов.
Надо было пройти каких-то два километра, но шли мы их очень долго.
Наконец, добрались. И вместо этого великолепия из интернета
перед нашим взором предстала такая картина:
Ожидание и реальность.
Мы поставили палатку и легли спать, надеясь, что утром всё поменяется.
Утром, если что-то и поменялось, то совсем немного:
Фотоаппарат от влажности запотел изнутри, поэтому часть фото снято на телефон. Хотя после сжатия Дзеном, особой разницы не видно.
Бросили последний - или крайний? - взгляд ("крайний взгляд" - вот нелепость!) на место, которое почему-то не захотело нас в себя влюблять, собрали вещи и двинули в обратный путь к велосипедам.
А за перевалом перед нами снова открылись сказочные виды:
Велосипеды ждали нас на том же месте, где мы их и оставили. Ну а что с ними будет, это Лофотены, тут криминала такого рода нет. Немного проехали и вскоре остановились на площадке для отдыха. Это просто спасение для велосипедистов! Мало того, что тут была горячая и холодная вода (между прочим, питьевая), но еще и туалет был не только чистым, но и теплым!
Приготовили обед из норвежских рыбных котлет (во как, даже в рифму получилось), поели и, с сожалением расставшись с этим поистине прекрасным местом, двинули дальше.
Снова проехали через те же два мостика, но в обратном направлении.
Ну красотища же!
А через каких-то 10 километров мы увидели такое бесподобное великолепие, что решили больше никуда не ехать. Поставили палатку и наслаждались весь день видами и купанием в чистейшей прозрачной воде. Несколько прохладной, правда.
Следующий день не должен был стать чем-то выдающимся, но... Но обо всём по порядку. Проснулись, позавтракали, собрались и - вперед, на покорение новых красот!
И они начались!
И продолжались,
продолжались
и продолжались...
Про мостики я уже говорил, но ещё большее испытание - это подводный тоннель. Сначала несешься в полной темноте по мокрому узкому щербатому тротуару, потом по нему же на первой передаче вползаешь наверх. А рядом с шумом реактивного самолета проносятся машины...
Костик заехал. В конце уже через слезы. Обнял его, похвалил. Молодец он у меня.
В городке Борг успели до закрытия заехать в Спар. Подивился электронным ценникам - "до чего техника дошла!"
Закупились продуктами на ужин и отдохнули рядом с магазином за столиком.
Итак, до Свольвера осталось 53 км. Оттуда идет паром на большую землю в 6:30 утра.
Заехали на место для отдыха. Оно оказалось ещё более цивилизованным, но туалеты были по каким-то хитрым картам. Пришлось зайти за кем-то, благо другие люди тут были.
Сначала планировали переночевать здесь, но посмотрев прогноз погоды, который обещал на следующий день дождь, решили ехать дальше по сегодняшней хорошей погоде сколько сможем. А как не сможем - палатку поставим и заночуем. Проехали от места прошлой ночевки 50 км, до Свольвера осталось столько же. На часах - около 21:00.
Солнце клонилось к закату, освещая пейзажи волшебными красками.
Впрочем, рельефа становилось меньше, набор высоты шел практически только на мостах.
Мы с Юриком ехали впереди, часто поджидая Костика и Надю, которые устали больше и отставали. Запомнился перекус апельсинами. Когда казалось, что ехать уже совсем не хочется, и вся поездка поднадоела, они своим солнечным соком и ароматом подняли настроение и дали сил нашим уставшим ногам.
До Свольвера осталось около 20 км, мы решили всё-таки поставить палатку. Начали искать место, но на удивление, тут всё было заболочено, а если нет - то камни или горы. В общем, за 10 км так ничего подходящего так и не нашли.
Я посмотрел на часы. Если мы сейчас проедем оставшиеся 10 км, то успеем на паром, и не придется ехать под дождем и ждать следующего.
Провел опрос у остальных членов нашего велопохода - все решили, что да, еще десяточку с остановками на отдых осилят. Конечно, Костик требовал особого внимания, но и он казался достаточно бодрым, несмотря на позднее время суток. В общем, решили - едем.
Сначала двигались неплохо, но потом Костику, конечно, стало совсем тяжело. Особенно последние километры, которые тянулись хуже резины. Останавливались чуть ли не каждые сто метров. Но главное - до Свольвера добрались. И первые в жизни 100 километров за один раз на велосипеде осилили! Потом Костик (да и я, чего скрывать) очень гордился этим.
На часах 4 утра, по навигатору нашли терминал, поехали туда. Увидели очередь из машин и мотоциклистов, укутанных по самое не могу. Поговорили с ними, они сказали, что этот паром идёт не в Будё а в Скутвик. А других вроде как и нет. А от Скутвика до Будё - 230 км по материку. Для нас это, конечно, не вариант.
Что из себя представлял этот терминал? Просто площадка для ожидающих машин. Здания не было, разве что небольшой домик. А после остановки стало холодно. Еще и ветер с моря. Я решил посмотреть, что это за домик. Дверь оказалась незапертой, за ней маленькая прихожая с несколькими стульями, после которой остальные двери были закрыты. Мы оставили велосипеды на улице и зашли. Я стал мучительно соображать, как же так, должен быть паром до Будё - на сайте даже есть расписание. Начал смотреть карту города и - о, чудо! - в центре нашел еще один терминал. Решил съездить на разведку. Вышел на улицу и мгновенно замерз. Вернулся обратно в дом. Вспомнил про НЗ - фляжку с финской водкой. Если это не крайний случай, то что тогда? Сделал несколько глотков, подождал, пока подействует, снова вышел на улицу. Холодно уже не было. Оседлал свой велосипед и помчал на разведку. Вот по этой дороге:
И действительно, в центре был пассажирский терминал. Поэтому о нем и не знали мотоциклисты - им туда нельзя, а нам с велосипедами можно. Увидел двух девушек-велосипедисток, спросил у них, правда ли , что отсюда идет паром в Будё. Те подтвердили.
Я вернулся к своей семье, мы все утеплились - надели всё, что было - и вышли на улицу. Костику было тяжелее всех - он уже разоспался в тепле, и на улице ему было совсем холодно. Поддерживая его как мог, довел нашу группу до нужного терминала, где через какое-то время мы загрузились в паром.
А паром этот был совсем не такой, как на котором мы попадали на Лофотены. Современный, скоростной и очень маневренный. Хорошо, что дети спали и не видели, как разбиваются волны и захлестывают рубку, как капитан проводит корабль между скалами...
Спустя несколько часов мы вышли на берег в Будё. Мальчишки, конечно, не выспались. Костик капризничал.
Но как-то нашли в себе остаток сил и доехали до машины заключительные полтора километра.
Стравой я тогда ещё не пользовался, поэтому трека нет. Но он был примерно таким:
Я какое-то время поспал за рулем, и мы двинулись к следующей точке нашего путешествия - в Швецию, к озеру Веттерн, где живет мой брат.
Продолжение тут: https://dzen.ru/a/ZdJdX2xL0S64ceil